ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3

19 января 2021 г.

Авторы: Валеева Ирина Владимировна

УДК 37.018.43:004

И. В. Валеева

I. V. Valeeva

Валеева Ирина Владимировна, учитель информатики высшей категории, МБОУ Лицей № 113, г. Новосибирск, Россия.

Valeeva Irina Vladimirovna, computer science teacher of the highest category, MBOU Liceum № 113, Novosibirsk, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF TRAINING IN THE SUBJECT OF INFORMATICS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы дистанционного образования, особенности дистанционного обучения информатике.

Abstract. The article discusses the theoretical foundations of distance education, features of distance learning in computer science.

Ключевые слова: дистанционное образование, чат-урок, веб-урок, компьютерная телеконференция, электронный курс, современная цифровая образовательная среда.

Keywords: Moodle, distance education, chat lesson, web lesson, computer teleconference, e-course, modern digital educational environment.

 

Для понимания термина «дистанционное образование» обратимся к закону РФ «Об образовании» № 3266-1, где говорится: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [1]. В этом же законе, далее, ведется речь о том, что образовательные учреждения имеют право применять дистанционные образовательные технологии при любых формах осуществления образовательного процесса. Кроме того, приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда», реализуемый с 2016 г. по 2025 г., имеет целью создание условий для непрерывного образования на базе цифровой платформы онлайн-образования [2]. Следует отметить своевременность законодательной базы, в условиях вынужденных самоизоляций на фоне пандемии, карантинных мер. Таким образом, современный учитель имеет возможность (на законодательном уровне) сделать обучение непрерывным для учащихся. Особенно комфортными для применения дистанционные технологии являются для учителя информатики и ИКТ, в силу специфики преподаваемого предмета.

Основные формы дистанционного обучения, применимые для образовательного процесса: чат-уроки, веб-уроки, компьютерная телеконференция, электронный учебный курс.

Чат-уроки организуются и проводятся с использованием чат-технологий, проходятся в режиме «on-line», так, что все участники имеют одновременный доступ к чату. Это удобная форма максимально приближает урок к его традиционным возможностям, когда каждый учащийся, при необходимости, может задать вопрос учителю и сразу же получить на него ответ.

Веб-уроки – дистанционные уроки, которые проводятся с помощью средств телекоммуникаций, могут включать материалы, которые оставлены учителем для изучения: тестовые, практические задания.

Компьютерная телеконференция – это видеоконференция с использованием ПК с возможностью скоростного Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры.

Программные средства для реализации идеи дистанционного обучения могут быть весьма различными. Например, для организации телеконференции можно использовать программу Zoom, для организации чат-занятий могут быть использованы веб-платформы c созданием чат-комнат. Для реализации дистанционного обучения, включающего все вышерассмотренные формы, в МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска используется платформа LMS (Learning Management System) Moodle.

Данная система позволяет удобно и структурно создавать электронные курсы, включающие и чаты, и размещение учебных материалов, и тесты, и практические задания, и лабораторные исследования. Кроме того, посредством Moodle можно индивидуализировать учебный маршрут учащихся, путём создания ограничений на доступ к курсам по различным условиям. Существует удобная система оценивания работ и тестовых заданий. К минусам данной платформы можно отнести проблему с обучением кадров, но для учителей информатики это проблемой не является. Для повышения качества образования учителя информатики МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска используют смешенную методику дистанционного обучения, а именно: процесс обучения является синтезом элементов синхронного on-line обучения и элементов асинхронной off-line работы. Информационные технологии, как аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, обеспечивают хранение и обработку обучающей информации, доставку ее обучающемуся, интерактивное взаимодействие ученика с учителем или с обучающей средой, а также тестирование знаний ученика. Тестирование позволяет провести быструю проверку с оцениванием, дает возможность нивелировать пробелы знаний учащихся за счет ознакомления с комментарием учителя по каждому вопросу, которые демонстрируются после завершения теста.

Следует отметить, что дистанционное обучение действительно позволяет решить ряд проблем, стоящих перед современным учителем. Разнообразие форм дистанционного обучения позволяет сделать обучение непрерывным, имея постоянную связь с учителем. Использование дистанционных форм обучения востребовано при изучении предмета Информатика, в том числе и при обучении в очной форме.

Список литературы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» [Электронный ресурс]. // Сайт ЗАКОНЫ, КОДЕКСЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Актуальные документы по состоянию на 18 января 2021. – URL : https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-10071992-n-3266-1-s/
  2. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. // Сайт правительства России. – URL : http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf.
PDF