Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОЕКТ, КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ СОБЫТИЙНОСТИ

Авторы: А. А. Васильев, О. В. Васильева
Раздел: Детско-взрослая событийность: стратегия, управление

УДК 371.311.4

А. А. Васильев, О. В. Васильева

A. A. Vasilyev, O. V. Vasilyeva

Васильев Алексей Алексеевич, зам. директора по УВР, учитель физики, МБ НОУ «Лицей № 111», доцент кафедры МФММ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Васильева Ольга Валерьевна, учитель информатики и математики, МБОУ «СОШ № 67», г. Новокузнецк, Россия.

Vasiliev Alexey Alekseevich, Deputy. Director of OIA, Teacher of Physics, MB NOU «Lyceum No. 111», Associate Professor of the Department of MFMM, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

Vasilyeva Olga Valeryevna, teacher of computer science and mathematics, MBOU «SOSH No. 67», Novokuznetsk, Russia.

ПРОЕКТ, КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ СОБЫТИЙНОСТИ

THE PROJECT AS AN IMPORTANT TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF CHILD-ADULT EVENTFULNESS

Аннотация. В статье рассматривается проект с точки зрения средства организации совместной продуктивной деятельности взрослых и детей, приводятся описание 2-х реализованных проектов – «Строим вместе Новокузнецк – город будущего» и «Космический Новокузнецк».

Annotation. The article considers the project from the point of view of the means of organizing joint productive activities of adults and children, describes 2 implemented projects – «Building Novokuznetsk together-the city of the future» and «Space Novokuznetsk».

Ключевые слова: проект, детско-взрослая событийность, совместная деятельность детей и взрослых.

Keywords: project, children and adult events, joint activities of children and adults.

 

По мнению И. Ю. Шустовой «Со-бытийная общность может быть проявлена для участников общности как жизненное событие, где произошло открытие, родилось новое знание, видение, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности» [1].

Наивысшая ценность современного мира – общение, наиболее значимое качество – способность генерировать идеи и воплощать их на практике как самостоятельно, так и в составе группы единомышленников, т.е. реализовывать проекты. Проектная деятельность позволяет сформировать у учащихся качества личности, которые могут развиваться лишь в деятельности. Это такие, как коммуникативность, умение работать в коллективе, рефлексия, умение быть ответственным. Кроме этого, у ученика формируется активная позиция как по отношению к своему образовательному процессу, так и к жизни в целом. И вот тут особую значимость приобретает совместная деятельность представителей разных поколений над значимой, объединяющей их проектной задачей. Совместная деятельность представителей разных поколений позволяет обогатить жизненный опыт, внутренний мир, как детей, так и взрослых. Создание и реализация проектных ситуаций, в которых все участники (как дети, так и взрослые) являются полноправными участниками деятельности, является важной и актуальной задачей современной педагогики.

В качестве примера подобной проектной ситуации рассмотрим проект детско-взрослой событийности «Строим Новокузнецк – город будущего», реализованный в МБ НОУ «Лицей № 111».

Идея. Дети, их родители, знакомые большую часть своей жизни, так или иначе, связывают со своим родным городом. Но, каким они хотели бы увидеть родной город в будущем? Как он должен измениться?

Цель. Создание проектной ситуации, в процессе реализации которой дети вместе со взрослыми создали бы фрагмент Новокузнецка – будущего, попробовав свои силы в профессиях, необходимых для этого.

Категория участников. Учащиеся 5-6,10-х классов, их родители, учителя.

Первый этап. Ребятам предлагалось посредством опроса, беседы с одноклассниками, родственниками, учителями ответить на интересный вопрос – «Как должна выглядеть самая главная улица г. Новокузнецка – улица Кирова – в будущем?». По результатам опроса были отобраны объекты «будущей» улицы.

Кульминация. Участники проекта, собравшись в классе, образовали модель строительной площадки будущей улицы Кирова, распределили профессиональные роли. Образовались команды: строителей, которые из компонентов «Lego» создали необычные конструкции зданий; дизайнеров, которые размещали изготовленные модели зданий на улице, оформляли парки; дорожных строителей, которые изготовили четырёх полосную модель дороги с разметкой, пешеходными переходами и мостами, оснастив проезжую часть элементами системы безопасности; автомехаников, которые установили на модельки маленьких игрушечных машинок неодимовые магниты, водители, которые управляли машинками на дороге с помощью «магнитной» тяги; электриков, которые с помощью элементов питания, эл. лампочек от карманного фонаря и светодиодов, ключей, соединительных проводов, реостатов собрали осветительную систему улицы мечты; руководителей, которые координировали работу разных групп;

Итог. Во всех командах работали «бок о бок» взрослые и дети, они вместе реализовали свои идей. И когда модель улицы Кирова – их улицы - была создана, здания поражали своей конструкцией, машины двигались как настоящие, световая иллюминация создавала ореол загадочности, и в глазах всех участников проекта (не зависимо от возраста) была гордость того, что они это сделали и сделали вместе.

Ещё одним проектом детско-взрослой событийности являлся «Космический Новокузнецк», реализованный в МБОУ «СОШ № 67».

Четыре ученика 6-х классов, вдохновленные просмотром фильма о покорителях космоса, решили выяснить, какие объекты г. Новокузнецка связаны с космической тематикой. Своей идеей они заинтересовали своих родителей, нескольких старшеклассников. В результате кропотливой совместной работы детей и взрослых была создана карта «Космический Новокузнецк», на которой были отмечены улицы, в названиях которых отражена космическая тематика», архитектурные объекты (Планетарий, стела «Ракета», памятник Гагарину, магазин «Планета», площадь «Космонавтов», сквер «Космонавтов» и т.д.). О результатах своей поисковой деятельности участники проекта – взрослые и дети – рассказали на классном часу, посвящённому Дню космонавтики.

Подобные проекты позволяют организовать совместную деятельность взрослых и детей, знакомят ребят с особенностями ряда важных и необходимых профессий, формируют чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.

Список литературы

  1. Шустова, И. Ю. Со-бытийная детско-взрослая общность [Электронный ресурс]. / И. Ю. Шустова. – URL : https://docviewer.yandex.ru/view/6678311/?page=1&*=WtR%2BIVELstAyqYY9u4kha (дата обращения : 25.01.2021).

Теги: проект, детско-взрослая событийность, совместная деятельность детей и взрослых, project, children and adult events, joint activities of children and adults

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация