ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Себелева Наталья Васильевна , Новикова Светлана Владимировна

УДК 372.2

Н. В. Себелева, С. В. Новикова

N. V. Sebeleva, S. N. Novikova

Себелева Наталья Васильевна, студентка первого курса ФПДО-20, СибГИУ, г. Новокузнецк, Россия.
Новикова Светлана Владимировна, к. п. н., доцент, СибГИУ, г. Новокузнецк, Россия.

Sebeleva Natalya Vasilievna, first-year student, SibSIU, Novokuznetsk, Russia.
Novikova Svetlana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, SibSIU, Novokuznetsk, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

FEATURES OF FORMATION OF ORIENTATION IN SPACE IN CHILDREN OF PRIMARY PRESCHOOL AGE BY MEANS OF DIDACTIC PLAYING

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the formation of orientation in space in children of primary preschool age by means of didactic games.

Ключевые слова: особенности формирования ориентировки в пространстве, дидактическая игра.

Keywords: features of the formation of orientation in space, didactic games.

 

Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста является основой всестороннего развития, так как именно ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве, именно  в дошкольном возрасте закладываются основные понятия слева, справа, вперед, назад и. др.

Исследователи Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др. Выявили особенности формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста [2].

По данным исследования Т. А. Мусейибовой, система работы по развитию у дошкольников ориентировки в пространстве включает:

а)    постепенное увеличение количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;
б)    переход от ориентировки в специально организованной дидактической среде в ориентировке в окружающем пространстве;
в)    изменении способов ориентировки в пространственном расположение предметов;
г)     переход от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;
д)    возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношениях;
е)    переход от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга [2].

Ориентировка в пространстве у детей младшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения развивается в различных видах деятельности: на занятиях по математическому развитию, продуктивных видах деятельности, на музыкальных, физкультурных, индивидуальных и подгрупповых занятиях. Также ориентировку в пространстве, на наш взгляд, можно формировать во время проведения различных режимных моментов: в утренней гимнастике, гимнастике после сна, во время приема пищи, а также при проведении дидактических и подвижных игр.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Дидактические игры выполняют учебную функцию по организации и дальнейшему совершенствованию опыта детей, а также формированию у детей  обобщенных представлений и способов действий. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом [1].

Для успешной работы в этом направлении деятельности можно использовать  дидактические игры. Например, проведение дидактической игры «Машенька» на занятии по математическому развитию, целью которой является формирование ориентировки «на себе». Дети совместно с воспитателем изучают изображение человека на портрете. После этого воспитатель называет определенные части тела (голова, руки, губы, глаза и. др.), а дети тем временем, показывают их на себе, тем самым дети   запоминают основные понятия ориентировки тела на самом себе.

Проведение дидактической игры «Где?» на занятии по речевому развитию. Цель данной игры предполагает формирование ориентировки от себя. Воспитатель ставит игрушку слева от себя и спрашивает детей, где находится игрушка. После того, как дети правильно ответили, педагог меняет расположение игрушки относительно себя. И задает вопрос снова, с какой из сторон располагается игрушка.

Проведение дидактической игры «Назови». Целью игры является формирование словесного обозначения объектов по отношению к телу. Дидактическая игра «Назови» предполагает использование в речи основных понятий вверх, вниз, вперед, назад, слева, справа. Воспитатель называет предметы детям, которые находятся в комнате, а дети называют данные предметы по отношению к собственному телу. Например, «Где находится окно?» Дети отвечают «справа»; «Где находится дверь?» Дети отвечают «слева».

Таким образом, дидактические игры по ориентировке в пространстве рассматриваются нами как одно из основных средств, формирования пространственных представлений.

Список литературы

  1. Кудинова, М. И. формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений [Текст]. / М. И Кудинова // Современные наукоемкие технологии, 2016. – № 3-2. – С. 360-364.
  2. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений [Текст] / А. А. Люблинская, ст. под ред. Афанасьева Б. Г. – М. : Известия АПИ РСФСР, 2006. – 223 с.

PDF