ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА Э. ЛАНГЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Бордунос Александра Константиновна , Волкова н Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378,37.026.7

А. К. Бордунос, Н. В. Волкова

А. К. Bordunos, N. V. Volkova

Бордунос Александра Константиновна, ассистент, кафедра организационного поведения и управления персоналом, СПбГУ ВШМ, г. Санкт-Петербург, Россия.

Волкова Наталья Владимировна, к. пс. н., доцент, департамент менеджмента, академический руководитель образовательных программ «Аналитика данных для бизнеса и экономики», «Менеджмент и аналитика для бизнеса», ВШЭ, г. Санкт-Петербург, Россия.

Bordunos Alexandra Konstantinovna, assistant, Department of Organisational Behaviour and Personnel Management, GSOM Saint-Petersburg University, St. Petersburg, Russia.

Volkova Natalya Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor, Department of Management, academic head of educational programs «Data Analytics for Business and Economics», «Management and analytics for business», HSE, St. Petersburg, Russia.

 

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА Э. ЛАНГЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

APPLICATION OF E. LANGER’S SOCIO-COGNITIVE APPROACH FOR ENHANCING MANAGEMENT STUDENTS’ AUTONOMY: ROLE OF SOCIAL CAPITAL

 

Аннотация. В настоящем исследовании анализируется опыт обращения к социально-когнитивному подходу Э. Лангер применительно к повышению самостоятельности студентов в рамках дисциплин для студентов бакалавриата, изучающих менеджмент. Студентам было предложено вести журнал наблюдений, в котором они вначале каждого занятия фиксировали намерение на семинар, а в конце – благодарность одногруппникам за поддержку в его воплощении. Теоретическую базу исследования составила теория социального капитала и понятие локус контроля; методологическую – социально-когнитивный подход к осознанному обучению Э. Лангер; для анализа данных использовался метод рефлексивного тематического анализа.

Annotation. The present study analyses the application of E. Langer's social cognitive approach for enhancing students’ autonomy of bachelor students, studying managerial disciplines. The students were asked to work on learning diary in which they recorded their intention for the seminar at the beginning of each class and at the end their gratitude to someone among classmates for their support in its realization. The theoretical basis of the study was the theory of social capital and the concept of locus of control; the methodological basis was the social-cognitive approach to mindful learning by E. Langer; the method of reflective thematic analysis was used to analyze the narrative dataset.

Ключевые слова: осознанное обучение, социально-когнитивный подход, локус контроля, автономия, агентность, проактивность, социальный капитал студентов.

Keywords: mindful learning, socio-cognitive approach, locus of control, autonomy, agency, proactivity, social capital of students.

 

Благодарность: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00209.

Социально-когнитивный подход и социальный капитал студентов

Социально-когнитивный подход ориентирован на изучение осознанности студентов в процессе обучения, которая определяется как противоположность «автопилоту», механическому заучиванию и включает такие грани, как 1) открытость новому знанию; 2) порождение новых категорий; 3) вовлеченность [1]. Осознанное обучение (mindful learning) связывают с автором Эллен Лангер, предложившим социально-когнитивный подход к осознанности, (другие названия, встречающиеся в литературе, – светский подход или западный подход к осознанности). Э. Лангер были сформулированы принципы, которые легли в основу осознанного обучения, один из них звучит как «сознательная саморегуляция и управление эмоциями». Он подразумевает, что не стоит полагаться только на отложенный эффект обучения, связанный, например, с последующими карьерными траекториями, воплощением целей, связанных с получением диплома. Вместо этого уровень полезности и удовольствия от процесса обучения можно повысить даже в рамках каждого семинара, например, за счет обращения к намерениям и краткосрочным целям. Намерения ассоциируются с внутренней мотивацией учащихся, за счет повышения уровня автономии в процессе обучения, позволяют проявить проактивную позицию студентов в улучшении атмосферы в группе [3]. Атмосфера группы связана во многом с нарабатываемым социальным капиталом, в частности просоциальным поведением и уровнем доверия в группе [4].

Для анализа литературы по теме использовался метод обзор предметного поля (scoping review) (k = 77): для создания выборки применялся инструмент, основанный на искусственном интеллекте, Litmaps, для анализа – инструменты машинного обучения (Python). Цель обзора – выявить специфику социально-когнитивного подхода к осознанному обучению в отличие от обучения осознанности, осмысленного обучения и др.

Методология организации учебного опыта

На рисунке 1 представлена модель организации учебного процесса, с акцентом на принцип «сознательная саморегуляция и управление эмоциями».

Рисунок 1. Методология применения социально-когнитивного подхода к обучению студентов

Как показано на рисунке 1, на первом занятии студенты подробнее знакомятся с программой учебной дисциплины, ее целями и задачами, декларируемым перечнем компетенций и деталями измерения образовательного результата. Они соотносят декларируемые цели с индивидуальными отложенными целями, связанными с желаемой профессиональной ролью и будущей карьерной траекторией, определяя, какую роль данный курс играет в достижении желаемой должности или уровня компетентности. Для этого они составляют предполагаемый перечень требуемых знаний, умений, навыков, личных качеств, оценивают текущий уровень их развития и определяют возможности в рамках заявленных для изучения тем. При этом они могут опираться на данные из паспорта научной специальности, карьерного гида, подготовленного карьерным центром университета, работных сайтов, или принимать за основу те компетенции, которые указаны в рамках программы учебной дисциплины. Ниже приводится пример вопросов для целеполагания на первом занятии.

  1. Почему Вы выбрали эту программу обучения в целом и данную дисциплину в частности? В каких профессиональных ролях пригодятся полученные знания: чем бы Вы хотели заниматься в будущем, какие профессии для Вас наиболее интересны?
  2. Какие знания, умения, навыки и личностные качества требуются соискателю в рамках выбранной Вами карьерной траектории? Вы можете указать 5-10 ключевых с Вашей точки зрения пунктов, которые Вы могли бы улучшить в рамках нашей дисциплины.
  3. Оцените текущий уровень Вашего соответствия по каждому пункту на шкале от 1 до 10.

На втором шаге студентам предлагается в начале каждого семинара выбирать один из пунктов, который будет приоритетным в рамках этого дня. Предпочтение отдается личным качествам или навыкам. Ниже приводится пример вопросов, которые помогают в подборе подходящих формулировок.

1.        Мое фоновое намерение на сегодняшнее занятие – быть (….)

2.        Быть (….)  значит (….)

3.        Я на 10 % более (….), когда: (….)

4.        Мои одногруппники и другие люди (….), когда: (….)

На третьем шаге студентам предлагается в конце каждого семинара оценить степень приближения к поставленным ими целям. Примеры вопросов могут быть следующими:

5. Сегодня я доволен(на) собой: мои цели продвинулись на (…)%, ведь мне удалось:

  • Узнать (знания): ;
  • Научиться (умения): ;
  • Стать более (навыки): .

Последний вопрос в конце каждого семинара связан с благодарностью, например:

6. Я хочу выразить благодарность (…) и (…) за (…). Для меня это важно, потому что (…).

Помимо основных тем дисциплины, со студентами обсуждаются дополнительные три вопроса об интерпретации их записей в журнале с позиции:

  1. локуса контроля;
  2. обратной связи, которые студенты дают друг другу в процессе освоения материалов дисциплины;
  3. благодарности, ее роли в формировании социального капитала студентов.

Ведение журнала наблюдений может быть включено в формулу оценивания с небольшим весом (10 %-20 %). На последнем семинаре дисциплины студенты анализируют записи в журнале наблюдений и пишут эссе о своей продуктивности в достижении поставленных ими целей и развитии декларируемых курсом компетенций: что способствовало их достижению/развитию, что было самым важным, ценным, интересным и трудным в получаемом учебном опыте.

Дальнейшие планы и выводы

Предоставленные ответы планируется проанализировать с помощью метода рефлексивный тематический анализ. За основу решено принять модель, которую предложили для SEL (социально-эмоциональное обучение) в контексте школьного образования ввиду схожих целей и задач рассматриваемых подходов (рис. 2) [2].

Рисунок 2. Теоретическая модель результатов SEL

Таким образом, настоящее исследование предлагает вариант адаптации принципов социально-когнитивного подхода Э. Лангер к условиям менеджериальных учебных дисциплин, описывает первый этап исследования, который проводился с 2021 г. по 2023 г. Основной вклад исследования прогнозируется в области развития социального капитала студентов, их автономии и проактивного поведения.

Список литературы

  1. Белинская, Е. П. Взаимосвязь проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями и уровня осознанности: кросс-культурный анализ / Е. П. Белинская, М. Р. Джураева – Текст : непосредственный. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2021. – Т. 11. – № 1. – С. 48-62.
  2. Jennings, P. A. The prosocial classroom: Teacher social and emotional competence in relation to student and classroom outcomes / P. A. Jennings, M. T. Greenberg. Текст : непосредственный. // Review of educational research, 2009. – Vol. 79 (1). – Pp. 491-525.
  3. Langer, E. J. Mindful learning / E. J. Langer Текст : непосредственный. // Current directions in psychological science, 2000. – Vol. 9. – №. 6. – pp. 220-223.
  4. Van den Bos W., Crone, E. A., Meuwese, R., Güroğlu, B. Social network cohesion in school classes promotes prosocial behavior // PLoS One, 2018. – Vol. 13. – № 4. – p. e0194656.

                                                

© Бордунос А. К., Волкова Н. В., 2024

PDF