АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В УПРАВЛЕНИИ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Кадирова Лола Алимджановна , Аргунова Нина Васильевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 331, 334

Л. А. Кадирова, Н. В. Аргунова

L. A. Kadirova, N. V. Argunova

Кадирова Лола Алимджановна, доцент, кафедра информатики, Андижанский государственный университет им. З. М. Бабура, г. Андижан, Республика Узбекистан.

Аргунова Нина Васильевна, к. пед. н., доцент, кафедра методики преподавания математики и информатики, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

Kadirova Lola Alimdjanovna, associate professor, Computer Sciens cafedra, Andijan State University, Andijan city, Republic of Uzbekistan.

Argunova Nina Vasilyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Teaching Methods of Mathematics and Computer Science, Northeastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russia.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В УПРАВЛЕНИИ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

CURRENT ISSUES IN THE MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

 

Аннотация. В статье рассматриваются меры, принимаемые в области академической самостоятельности высших учебных заведений на всех уровнях управления. Кроме того, изучен зарубежный опыт распределения полномочий в администрировании, на основе которого рекомендовано усилить роль факультетов, как наиболее заинтересованного звена в системе управления высшим образовательным   учреждением.

Annotation. The article examines the measures taken in the field of academic independence of higher education institutions at all levels of government. In addition, the foreign experience of the distribution of powers in administration has been studied, on the basis of which it is recommended to strengthen the role of faculties as the most interested link in the management system of a higher educational institution.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, академическая самостоятельность, маркетинг, менеджмент, компетентностный подход, факультет.

Keywords: higher educational institution, academic independence, marketing, management, competence approach, faculty.

 

В настоящее время в республике Узбекистан принимаются меры по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных и частных высших образовательных учреждений [1].

На уровне высших образовательных учреждений меры, принимаемые в области академической самостоятельности высших учебных заведений, можно кратко охарактеризовать как:

  • утверждение учебных планов, учебных программ, квалификационных требований;
  • установление сроков продолжительности обучения;
  • определение стоимости обучения в докторантуре на платно-контрактной основе, прием в докторантуру на конкурсной основе дополнительно к квоте;
  • системы присвоения дуальной квалификации, включая практическую квалификацию;
  • осуществление академической мобильности;
  • определение и внедрение механизмов внутреннего контроля качества образования.

Меры, принимаемые в области организационно-управленческой организации высших учебных заведений:

  • создание структурных подразделений, коммерческих и некоммерческих организаций, основное направление деятельности которых связано с образованием, наукой, внедрением и коммерциализацией их результатов, не финансируемых за счет средств Государственного бюджета;
  • утверждение структуры и определение количества штатных единиц учреждения;
  • прием на учебу граждан зарубежных государств на платно-контрактной основе и организацию дистанционной формы их обучения.

На государственном уровне:

«… Передача Министерству высшего и среднего специального образования следующих полномочий Кабинета Министров в сфере высшего, среднего специального и профессионального образования:

  • утверждение перечня направлений образования, специальностей и профессий, по которым ведется обучение в высших, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях;
  • установление минимальных сроков продолжительности обучения по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры;
  • определение направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры, в которых не вводятся вечерняя, заочная и дистанционная формы обучения;
  • установление требований, предъявляемых к порядку подготовки и издания, поставке и пользованию учебниками, учебной и научной литературой в образовательных организациях;
  • установление материально-технических, инфраструктурных и параметрических требований к образовательным учреждениям;

в) отмену требования к ученому совету, более половины членов, которого должны составлять ученые, осуществляющие деятельность в образовательном учреждении (научной организации), создавшем данный совет.

С 1 января 2022 года упразднены попечительские советы государственных высших образовательных учреждений, которым предоставлена финансовая самостоятельность, и образованы Наблюдательные советы высших образовательных учреждений без статуса юридического лица, как минимум 70 процентов состава которых являются представителями соответствующих министерств, ведомств, заказчиков кадров, общественности.

Установлено, что:

состав Наблюдательного совета утверждается министерством (ведомством), в системе которого имеется соответствующее высшее образовательное учреждение;

ректор государственного высшего образовательного учреждения, которому предоставлена финансовая самостоятельность, назначается на должность и освобождается от должности Наблюдательным советом;

Наблюдательный совет вправе делегировать свои полномочия Совету высшего образовательного учреждения, а также принимать на себя полномочия Совета высшего образовательного учреждения» [1].

Таким образом, предлагаем сравнительный анализ распределения полномочий в системах высшего образования Республики Узбекистан и передовых стран Запада по пятибалльной шкале (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнение распределения полномочий между государством, администрацией вуза и факультетами в республике и других странах

Из приведённой диаграммы становится ясным, что во всех развитых странах в управлении системами высших образований роли государства отведена ничтожная роль. Во остальном полномочия распределяются между администраций и факультетами в различных степенях.

В нашей стране главенствующая роль в управлении системой высшего образования всё ещё остаётся за государством.

Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года [2] предполагает «поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей тесную связь образования, науки, инноваций и деятельности по коммерциализации результатов научных исследований в высших образовательных учреждениях; создание в высших образовательных учреждениях технопарков, Форсайт-центров, центров трансфертных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по прогнозированию и исследованию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов…».

Однако, на основании вышеизложенного, становится очевидным, что, несмотря на предлагаемые к реализации меры, нет чёткого распределения функций между администрацией и факультетами вузов в организационно-управленческой деятельности.

Маркетинговые исследования механизмов управления мировых систем высшего образования показали, что эффективность управления высшего учебного заведения напрямую связана с распределением полномочий в системе между факультетами, администрацией вуза, государством на организационном и системном уровнях. Заинтересованности факультетов и управляемых ими кафедр в эффективной подготовке выпускников не предаётся внимание на должном уровне.

В целях повышения ориентации высших учебных заведений на рынок труда и трудоустройства выпускников в рамках Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрены:

«…разработка учебных планов, программ дисциплин совместно с клиентами на рынке труда с учетом современных достижений науки и техники, с учетом специфики образовательных направлений и специальностей;

подготовка диссертаций, кандидатских и докторских диссертаций, с особым акцентом на актуальность проблем и вызовов в реальном секторе региональной экономики;

установление отношений между вузами и работодателями, а также организация их совместной деятельности в виде единого кластера;

установление рабочих отношений с высшими учебными заведениями промышленно развитых регионов;

трудовая деятельность студентов на промышленных предприятиях и организациях, организованная на партнерских началах в соответствии с направлениями обучения и др.» [2].

Но, на каком уровне будут реализованы эти связи, – на административном или факультетском, – не рассмотрено.

Помимо прочего, согласно Концепции необходимо «…проводить ежегодное общенациональное исследование работодателей по всей стране, определять соответствие выпускников требованиям реального производства, выявлять и устранять недостатки в обучении. Результаты предлагаются для изучения и анализа с использованием технологий Форсайта, статистических или эмпирических методов вычислительной математики» [2].

Роли в этих исследованиях администрации вуза и факультетов также не определены.

Для того, чтобы полностью интегрироваться в глобальные процессы, необходимо развивать информационные технологии и цифровую коммерцию, глобальную кооперацию в производстве товаров и услуг, ускорять и удешевлять финансовые операции, снижать затраты на логистику, что непосредственно связано с эффективностью управления системой высшего образования в стране. Все это позволит Республике Узбекистан стать полноправным участником мирового рынка.

Одна из причин низкой конкурентоспособности кадров в республике – низкий уровень профессионализма. Уровень охвата высшим образованием в стране на 1 января 2023 года он составляет 38 %. Но это без учёта взрывного демографического роста. 1 января 2024 года население Узбекистана приблизилось к 38 миллионам человек с годовым приростом около 1 миллиона.

Такой рост численности населения требует развития соответствующего объёма инфраструктуры, образовательных учреждений на каждом этапе системы непрерывного образования. Без ограничения общности напрашивается вывод, что демографический взрыв в стране в ближайшие десятилетия повысит и спрос на высшее образование, организационно-управленческая деятельность которых так же нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Работы Б. Сианезии и Дж. Рейнена, Р. Лукаса [3] и других ученых показывают, что существует прямая связь между человеческим капиталом и экономическим ростом. Положительная динамика в сфере высшего образования обеспечивает рост экономики на 1 %, что ведет к повышению уровня деловой и инвестиционной активности.

При отсутствии стимулов к предпринимательской деятельности и возможностей применения накопленных знаний экономическая эффективность от проведения этой деятельности будет минимальной или даже отрицательной. Таким образом, ключевым аспектом повышения качества и привлекательности высшего образования в нашем видении является внедрение популярного в развитых странах компетентностного подхода в подготовке выпускников, ответственность за реализацию которого необходимо возложить на примере западных вузов на факультеты.

Список литературы

  1. ПП-60-сон 24.12.2021. О дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений. – URL : https://lex.uz/uz/docs/5793264 (дата обращения : 16.01.2023). – Текст : электронный.
  2. УП-5847-сон 08.10.2019. Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года https://lex.uz/ru/docs/4545887 (дата обращения : 21.01.2024). – Текст : электронный.
  3. Кадирова, Л. А. Изучение зарубежного опыта маркетинговых исследований трудоустройства выпускников вузов / Л. А. Кадирова – Текст : электронный. – URL : https://scientific-conference.com (дата обращения : 21.01.2024).

                                                

© Кадирова Л. А., Аргунова Н. В., 2024

PDF