ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Прима Анастасия Михайловна , Рудичева Анна Вячеславовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.016:811.111:37.04

А. М. Прима, А. В. Рудичева

A. M. Prima, A. V. Rudicheva

Прима Анастасия Михайловна, к. ф. н., доцент, ФГБОУ ВО «КубГУ», г. Краснодар, Россия.

Рудичева Анна Вячеславовна, студентка, ФГБОУ ВО «КубГУ», г. Краснодар, Россия.

Prima Anastasiya Mikhailovna, candidate of philological sciences, associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

Rudicheva Anna Vyacheslavovna, student, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

INCLUSIVE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

 

Аннотация. В данной статье исследуется инклюзивное обучение на уроках иностранного языка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основное внимание уделяется характеристике детей с ОВЗ, классификации и принципам инклюзивного образования. Также исследуются методики обучения английскому языку для детей с ОВЗ, их особенности и практическая реализация подходов к обучению.

Annotation. This article examines inclusive learning in foreign language lessons for children with disabilities. The main attention is paid to the characteristics of children with disabilities, classification and principles of inclusive education. The methods of teaching English to children with disabilities, their features and the practical implementation of learning approaches are also being investigated.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, методики обучения, английский язык

Keywords: inclusive education, physically challenged children, conductive pedagogy, innovative methods of teaching foreign languages, the English language.

 

В современном образовании все большее внимание уделяется инклюзивному обучению, обеспечивающему равные возможности для всех детей, вне зависимости от их особенностей и ограничений. Одной из актуальных задач является инклюзивное обучение на уроках иностранного языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тема инклюзивного обучения является актуальной в современной системе образования. Многие исследователи в нашей стране изучали принципы и различные методики обучения детей с ОВЗ на уроках иностранного языка, в их числе: Б. И. Коваленко, А. Г. Литвак, А. С. Ганджий, Н. Г. Крачковская, М. И. Земцова, Н. В. Серпокрыл, Ю. А. Кулагин, В. П. Ермаков,  Л. И. Солнцева, А. И. Каплан, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, Б. В. Сермеев, В. А. Феоктистова и другие.

Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому учащемуся быть включенным в общий процесс обучения, независимо от его физических, интеллектуальных и эмоциональных особенностей [4]. Основными характеристиками детей с ограниченными возможностями здоровья являются различные специфические образовательные потребности, поэтому важно, проведя классификацию детей с ОВЗ, определить интегрированные уровни их знаний и навыков. Только тогда можно будет подобрать наиболее эффективные методики обучения, адаптированные под особенности каждой индивидуальной группы детей.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, не могут осваивать образовательные программы или испытывают трудности в обучении и воспитании без специальных условий. У таких учеников часто происходит нарушение познавательной деятельности из-за дефицита некоторых мозговых функций [1].

Категория школьников с ОВЗ очень разнообразна и включает в себя детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также с проявленными расстройствами эмоционально-волевой сферы, аутистическими нарушениями, задержками психического развития и групповыми нарушениями развития.

Так, по классификации А. Р. Маллера, одного из отечественных специалистов по работе с детьми с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, выделяют следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития [3, с. 12].

Дети с ОВЗ испытывают трудности при изучении английского языка, так как они медленно усваивают лексический материал и синтаксические конструкции, а также неактивно применяют их в устной речи. Они имеют сложности в понимании грамматических категорий и их применении на практике. Изучение сложнопостроенных грамматических конструкций также является для них непростым. Тем не менее, они могут овладеть другим языком в соответствии с уровнем своего развития.

Инклюзивное обучение предполагает создание специализированной образовательной среды, которая позволяет включить каждого ребенка в образовательный процесс, учитывая его индивидуальные потребности и способности. Для этого необходимо правильно адаптировать методики обучения, особенно на уроках иностранного языка, где речевые навыки играют важную роль [2].

Практическая реализация инклюзивного обучения на уроках иностранного языка требует использования инновационных методик, направленных на развитие речевых навыков детей с ОВЗ. Это могут быть методы коммуникативного обучения, игровые методы, использование аутентичного материала и т.д.

Метод коммуникативного обучения подчёркивает важность общения и взаимодействия в процессе изучения языка. Он акцентирует внимание на развитии навыков общения, языкового взаимодействия и практического использования языка в различных ситуациях. В контексте инклюзивного обучения этот метод поможет детям с особыми образовательными потребностями развить свои речевые навыки через активное общение в поддерживающей среде. [7, с. 22].

Игровые методы обучения могут включать в себя использование игр, ролевых игр, учебных игр и других интерактивных активностей. В контексте инклюзивного обучения игры могут быть адаптированы в соответствии с потребностями детей с ОВЗ, что позволит им участвовать и взаимодействовать наравне со всеми [5].

Рассмотрим пример использования игрового метода на уроке английского языка для детей с ОВЗ. Игра называется «Мимика», целями которой являются:

  • повышение уровня понимания и использования новой лексики и фраз на английском языке;
  • развитие навыков невербальной коммуникации через жесты и мимику.

Необходимо подготовить карты с изображениями простых предметов, животных или действий, которые дети изучают на уроке. Затем нужно разделить детей на группы, чтобы учесть их индивидуальные потребности.

Ход игры:

  1. один ребенок выбирает карту и должен показать это слово с помощью мимики, не говоря ни слова;
  2. другие дети в группе должны угадать, что изображено на карте на английском языке;
  3. если дети угадывают слово, оно записывается на доске для дальнейшего обсуждения.

Преимуществами использования игры «Мимика» для детей с ОВЗ являются:

  • визуальная поддержка. овладение новой лексикой через зрительные образы и жесты облегчает усвоение информации.
  • активное участие. Дети могут участвовать без необходимости говорить, что особенно полезно для тех, кто испытывает трудности с речью.
  • социальное взаимодействие. Игра стимулирует сотрудничество и коммуникацию между детьми, независимо от их особенностей.

Разумеется, это лишь один из множества примеров игровых методов, которые могут быть адаптированы для обучения детей с ОВЗ. Ключевое преимущество таких методов заключается в их способности учитывать разнообразные потребности каждого ребенка в процессе обучения.

Использование аутентичного материала включает в себя использование реального языка, такого как аудиозаписи, видеоматериалы, аутентичные тексты из реальных источников (газеты, журналы и т.д.), чтобы ученики могли освоить язык в его естественной форме. Для детей с ОВЗ это может представлять реальные ситуации использования языка, что повышает их мотивацию и активность в процессе обучения [6, с. 148].

Поддержка и помощь от педагогов и специалистов играют критическую роль в успешной реализации инклюзивного обучения. В контексте обучения иностранному языку, педагоги, обладающие опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями, могут принести огромную пользу. Навыки и знания по адаптации образовательных материалов, методов оценки, созданию поддерживающей обучающей среды и дифференциации инструкции, приобретенные в процессе работы с этой группой учащихся, являются важными компетенциями для успешной инклюзивной практики.

Специалисты, такие как педагоги-дефектологи, логопеды, психологи и социальные работники, также могут сыграть значительную роль, предоставляя дополнительную экспертизу и поддержку в адаптации учебных планов и создании подходящих условий для обучения иностранному языку учащихся с ОВЗ.

Стремление к обучению в инклюзивной среде требует понимания, терпимости, сотрудничества и готовности к постоянному обучению и развитию со стороны педагогов и специалистов, чтобы обеспечить эффективное обучение иностранному языку для всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности.

Таким образом, инклюзивное обучение на уроках иностранного языка для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и требует специального подхода. Важно помнить о необходимости адаптации методик обучения под потребности каждой индивидуальной группы детей с ОВЗ, а также обеспечить им все необходимые условия для успешного усвоения иностранного языка. Это позволит создать равные возможности для каждого ребенка и способствовать их полноценному образовательному развитию.

Список литературы

  1. Батракова, Ю. А. Инклюзивное образование на уроке английского языка / Ю. А. Батракова – Текст : электронный. // Парадигма, 2019. – № 3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-na-uroke-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 22.12.2023).
  2. Кульмухаметова, Г. К. Применение активных методов обучения при работе с детьми ОВЗ на уроках английского языка / Г. К. Кульмухаметова – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 22 октября 2021 года. – Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2021. – С. 85–89. – EDN HKENQJ (дата обращения : 17.01.2024).
  3. Маллер, А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация : учебно-методическое пособие / А. Р. Маллер. – Самара : Современные образовательные технологии, 2010. – 32 с. – ISBN 978-5-91780-015-8. – Текст : непосредственный.
  4. Олейник, М. А. Проектная работа на уроке иностранного языка в рамках инклюзивного образования / М. А. Олейник, А. Г. Калинина. – Текст : электронный. // ИСОМ, 2016. – № 5–3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-rabota-na-uroke-inostrannogo-yazyka-v-ramkah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.01.2024).
  5. Саркисян, Ю. А. Игровые методы обучения иностранным языкам / Ю. А. Саркисян – Текст : электронный. // E-Scio, 2022. – № 5 (68). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-metody-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения : 21.01.2024).
  6. Peacock, M. The Effect of Authentic Materials on the Motivation of EFL Learners. // ELT Journal, 51(2), 1997. – p. 144–156. – URL : https://typeset.io/papers/the-effect-of-authentic-materials-on-the-motivation-of-efl-3vsuqhea2c (дата обращения : 18.01.2024).Текст : электронный.
  7. Prabhu, N. S. Communicative Language Teaching: An Overview. // Journal of Language Teaching and Research, 7(3), 2016. – p. 22-23. – URL : https://eltirajasthan.files.wordpress.com/2012/04/rajasthan-elti-journal-march-2012.pdf (дата обращения : 12.01.2024).Текст : электронный.

                                                

© Прима А. М., Рудичева А. В., 2024

PDF