ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Верещагина Валентина Валерьевна , Михеева Наталья Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.881.111.22

В. В. Верещагина, Н. В. Михеева

V. V. Vereshchagina, N. V. Mikheeva

Верещагина Валентина Валерьевна, учитель немецкого языка, МБОУ «Гимназия № 72», г. Прокопьевск, Россия.

Михеева Наталья Владимировна, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия № 72», г. Прокопьевск, Россия.

Vereshchagina Valentina Valerievna, teacher of German language, municipal budgetary educational institution Gymnasium № 72, Prokopyevsk, Russia.

Mikheeva Natalya Vladimirovna, teacher of English language, municipal budgetary educational institution Gymnasium № 72, Prokopyevsk, Russia.

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE FOREGN LANGUAGE LESSONS

 

Аннотация. В данной статье рассказывается о патриотическом воспитании школьников посредством иностранного языка. Авторами описываются основные средства, которые применяет учитель на уроках немецкого и английского языков с целью развития коммуникативной и межкультурной компетенции и формирования у учеников чувства гордости за свою страну.

Annotation. This article talks about the patriotic education of schoolchildren through a foreign language. The authors describe the main tools that the teacher uses in English and German lessons in order to develop communicative and intercultural competence for their country.

Ключевые слова: иностранный язык, патриотизм, малая Родина, межкультурное взаимодействие, формы и средства патриотического воспитания.

Keywords: foreign language, patriotism, small Homeland, intercultural interaction, forms and means of patriotic education.

 

Требования обновленных ФГОС к личностным результатам освоения программ основного общего образования предусматривают формирование у учащихся сознания российской гражданской идентичности, ценностного отношения к достижениям своей Родины, уважения к символам России, государственным праздникам, традициям, историческому и природному наследию [4].

Патриотизм сегодня – это нравственная основа жизнеспособности нашего государства, которая выступает в качестве важного мобилизующего ресурса развития общества. Каждый человек является носителем своей культуры, традиций, патриотических чувств, а изучая иностранный язык, немецкий, английский, французский или любой другой, он получает возможность представлять свою страну на международной арене и расширять связи между государствами.

Среди множества учебных дисциплин предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что он является не только целью, но и средством обучения. У учащихся формируются умения и навыки пользоваться иностранным языком как средством общения, получения новой и полезной информации. С этой точки зрения преподавание данной учебной дисциплины дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности ученика. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность не только к изучению быта, обычаев, традиций страны изучаемого языка, но и своей страны. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка [3]. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, воспринимаются только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Стоит отметить, что формирование гражданских и патриотических ценностей требует разного подхода на начальной, средней и старшей ступенях обучения. Младшие школьники осознают свою гражданскую идентичность главным образом через темы о семье, школе, друзьях. Старшеклассники обсуждают темы, направленные на решение противоречий, расширение кругозора. Если при изучении темы «Школа» учащиеся пятых классов рассказывают о своей школе и любимых предметах, то учащиеся 10-11 классов сравнивают системы образования страны изучаемого языка и своей страны.

Формированию патриотического воспитания способствуют уроки и внеклассные мероприятия с использованием технологии диалога культур [1]. При их проведении особое внимание уделяется сопоставлению культурных традиций народов Англии, Германии и России. Говоря о праздниках, необходимо подчеркивать, что они появляются, прежде всего, для того, чтобы отдать дань уважения своим близким, своей стране, своим культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.

На уроках иностранного языка в гимназии проходят мероприятия, на которых учащиеся сравнивают традиции празднования Пасхи в России, Германии («Ostern» – нем.), Англии («Easter» – англ.). Учащиеся мастерят пасхальные поделки, рисуют открытки и рисунки с пасхальными блюдами немецкой, английской и русской кухни; готовят презентации с историей праздника. Такие мероприятия часто сопровождаются литературно-музыкальными композициями с элементами театрализации.

Эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания является метод проектов. В процессе подготовки и проведения любого проекта решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия.

На уроках иностранного языка учащиеся со второго класса с удовольствием работают над такими проектами, как «Моя семья», «Моя школа», «Мой город», «Животные России и страны изучаемого языка». На старшей ступени предлагаются проекты с учетом национально-регионального компонента: «Моя родословная», «Их именами названы улицы», «Писатели родного края», творческие межпредметные проекты «Растения нашего края и страны изучаемого языка». Экскурсионный материал используется в дальнейшем, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе, в частности, для выпуска специальных номеров газет при проведении предметной недели по иностранным языкам. При изучении темы «Моя Родина», экскурсии на природу весьма полезны, поскольку содействуют развитию активности учащихся, их интересу к изучению иностранного языка, и познанию уникальности растительного мира Сибири.

В кабинете немецкого языка гимназии наряду со стендами о немецкоязычных странах есть стенд о России, который носит символическое название «Alle zusammen!» («Все вместе!»). На стенде невозможно поместить все, но здесь есть интересная информация по географии и истории русских немцев, достопримечательности страны и малой родины – Кузбасса. Активно используется информация стенда в 7 классе, когда проходим тему о Родине. К сожалению, в учебниках по немецкому языку практически нет материала о нашей стране. Имеется лишь информация о Москве и городах «Золотого кольца». Информационные стенды со страноведческим материалом являются хорошими помощниками для учащихся при составлении сообщения о России и о Кузбассе. Отдельный урок посвящается малой Родине, городу Прокопьевску при прохождении темы «Das Leben in einer modernen Groβstadt» в 7 классе.

В то же время, авторы УМК «Spotlight» по английскому языку предусмотрели специальный раздел «Spotlight on Russia», который значительно облегчает работу по формированию гражданских и патриотических ценностей уроках иностранного языка. Представленный материал не всегда напрямую направлен на формирование патриотических чувств у учащихся. Задача учителя, чтобы через эти тексты пробудить чувства в каждом ребенке.

С целью расширения знаний о нашем крае, была разработана серия уроков по теме «Kuzbass auf den ersten Blick», «Животные Сибири», «Встречаем друзей из Германии» и другие. Примером приобщения учащихся к работе творческого характера может служить создание рекламного проспекта «Добро пожаловать в Кузбасс».

Создана копилка презентаций на английском языке с информацией о разных сферах жизни, местах и людях города Прокопьевска. Учащиеся рассказывают о том, чем гордятся: Прокопьевском драматическом театре, Областной ортопедо-хирургической больнице, памятниках, парках, знаменитых людях города и др.

При изучении любой темы необходимо обращать внимание на факты современной действительности родного края, связать материал с нашей страной, нашими людьми, воспитывая в детях чувство гордости за Родину, за свой народ [2]. При прохождении темы «Музыка» мы изучаем не только немецких и английских композиторов и их творчество, но и известных композиторов и певцов нашей страны, региона. На уроках звучит не только музыка Баха, Моцарта, Штрауса, Бриттена, Элгара, но и Чайковского, Шостаковича, кузбасского композитора Михаила Михайловича Маслова, который написал гимн Новокузнецка.

Тема «Was nennen wir unsere Heimat» («Что мы называем нашей Родиной») в 7 классе предоставляет учащимся возможность узнать историю основания и достопримечательности не только немецкоязычных городов, но и своего родного города, подготовить презентацию на немецком языке о наших знаменитых людях. Ученики учатся выражать свои чувства к родному краю средствами иностранного языка.

При изучении темы «Здоровье. Спорт» наряду с известными спортсменами Германии и Англии мы говорим о спортсменах России, Кузбасса, Прокопьевска. Здесь же делимся впечатлениями об олимпиаде, которая прошла в Сочи.

Из опыта работы хотим отметить, что формирование патриотизма на уроках иностранного языка будет осуществляться эффективно, если: учитель будет творчески подходить к воспитательному процессу; методы, формы и средства патриотического воспитания будут постоянно обновляться и обогащаться. Речь идет о гармоничном сочетании различных способов обучения, как путем изложения знаний учителем, так и путем самостоятельного поиска их учащимися. Ясно одно: важно дать понять детям, что каждый из них является носителем своей собственной культуры, культуры своей страны и своей семьи.

Список литературы

  1. Вартанов, А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур / А. В. Вартанов – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2003. – № 2. – С. 22.
  2. Годунова, Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам / Н. А. Годунова – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2006. – № 7. – С. 14.
  3. Миролюбов, А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе, 2001. – № 5. – С. 11-15.
  4. Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920#1000 (дата обращения : 15.01.2024). – Текст : электронный.

                                                

© Верещагина В. В., Михеева Н. В., 2024

PDF