ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Лоза Алла Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.14

А. Н. Лоза

A. N. Loza

Лоза Алла Николаевна, преподаватель, ГОУ «Приднестровский государственный медицинский колледж имени Л. А. Тарасевича», г. Бендеры, Приднестровская Молдавская Республика.

Loza Alla Nikolaevna, teacher, State educational institution «Transnistrian State Medical College named after L. A. Tarasevich», Bendery, Pridnestrovian Moldavian Republic.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

USING OF NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MODERN GEOGRAPHICAL EDUCATION

 

Аннотация. Использование новых образовательных технологий не только актуализирует учебный процесс, но и подготавливает студентов к современным требованиям общества и рынка труда. Применение новых образовательных технологий обусловлено факторами: повышение мотивации и заинтересованности учащихся, глубокое понимание материала, развитие практических навыков, подготовка к цифровому обществу и т.д.

Annotation. Using of new educational technologies not only updates the educational process, but also prepares students for modern requirements of society and the labor market. The use of new educational technologies is determined by such factors as increasing the motivation and interest of students, deep understanding of the material, development of practical skills, preparation for the digital society, etc.

Ключевые слова: интерактивные карты, геоинформационные системы, виртуальные экскурсии, 3D-моделирование, симуляции и игровые технологии, онлайн-ресурсы, вебинары, адаптивные образовательные платформы.

Keywords: interactive maps, geographic information systems, virtual excursions, 3D modeling, simulations and gaming technologies, online resources, webinars, adaptive educational platforms.

 

Современный мир требует от образовательных систем постоянного обновления и приспособления к новым вызовам. В этом контексте особенно важен выбор образовательных технологий в географическом образовании, где требуется не только передача фактической информации, но и развитие навыков анализа, критического мышления и взаимодействия с глобальными проблемами. Рассмотрим следующие образовательные технологии:

  1. Интерактивные карты и геоинформационные системы (ГИС): с использованием современных технологий студенты могут исследовать географические данные, создавать карты и анализировать пространственные взаимосвязи. Это способствует более глубокому пониманию географического явления.
  2. Виртуальные экскурсии и 3D-моделирование: Студенты могут исследовать удаленные регионы мира без фактического присутствия, используя виртуальные экскурсии и 3D-моделирование. Это расширяет их географическую перспективу и обогащает образовательный опыт.
  3. Симуляции и игровые технологии: образовательные игры и симуляции позволяют студентам применять теоретические знания на практике, развивая практические навыки в виртуальной среде.
  4. Онлайн-ресурсы и вебинары: с использованием онлайн-платформ и вебинаров студенты получают доступ к актуальным материалам, экспертам в области географии и могут общаться с одноклассниками со всего мира, что способствует международному взаимодействию.
  5. Адаптивные образовательные платформы: технологии искусственного интеллекта преобразуют процесс преподавания географии, сделав его более индивидуальным и эффективным. Данные методы спроектированы для индивидуального процесса обучения, они учитывают уникальные потребности и уровень подготовки каждого студента.

Используя новые образовательные технологии, не стоит забывать основополагающие, которые применяются при обучении географии. Основное место занимают:

  1. Проблемное обучение. Метод способствует не только запоминанию фактов, но и развитию критического мышления и умению применять знания на практике. Проблемное обучение предусматривает постановку проблемы. Студенты выступают в роли исследователей, собирая, анализируя, интерпретируя информацию. Проблемное обучение способствует интеграции географии с другими предметами. Решение проблем в группе подчеркивает социальные навыки и развивает умения работать в группе, способствует их заинтересованности и ответственности. В качестве примера можно проанализировать, как изменится экологическая обстановка в г. Рыбница, если закрыть Рыбницкий металлургический завод [2, с. 160].
  2. Метод проектов активно вовлекает студентов в самостоятельное исследование, способствует разностороннему развитию учащихся, формирует практические навыки и развивает критическое мышление, что является важным элементом подготовки к географическому исследованию и пониманию сложных пространственных взаимосвязей. Например, целесообразно ли открыть туристический маршрут по югу Приднестровья [2, с. 141].
  3. Технология опорных конспектов помогает структурировать и систематизировать ключевую информацию, выделяя основные понятия и взаимосвязи. Студенты могут разрабатывать опорные конспекты с учетом своих индивидуальных особенностей, что способствует более эффективному усвоению материала. Например, когда необходимо изучить объемный материал по теме «Западная Европа» [1, с. 210].
  4. Технология развивающего обучения представляет собой метод, направленный на стимулирование критического мышления, навыков самостоятельной работы и активного вовлечения студентов в учебный процесс. Студенты учатся анализировать информацию, выделять ключевые аспекты, обосновывать свои выводы и принимать решение. Например, провести анализ взаимосвязи между географическим положением и культурными особенностями региона или исследование воздействия экономических процессов на развитие региона.
  5. Технология развития критического мышления направлена на формирование у студентов способности анализа, оценки и критического взгляда на географические явления и проблемы. К примеру, оцените переход на возобновляемые источники энергии в Приднестровье и проведите анализ географических факторов, влияющих на энергетическую политику.
  6. Технология дистанционного обучения предполагает использование видеолекций и онлайн-курсов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий, онлайн-тестирование и оценивание, форумов и обсуждений, социальных сетей, электронных учебников и т.д. Данный метод обучения становится все более распространенным, а благодаря использованию современных технологий, обучение может быть не только эффективным, но и интересным.

Выбор современных образовательных технологий в географическом образовании не только обогащает учебный процесс, но и подготавливает студентов к эффективному участию в глобальном обществе, где понимание географических аспектов имеет важное значение.

Список литературы

  1. Гин, А. Педагогические техники / А. Гин. – М. : Пресс, 2008. – 220 с. – Текст : непосредственный.
  2. Методика преподавания географии: учебник для студентов высш. учеб. зав. / под ред. М. А. Якунцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Лоза А. Н., 2024

PDF