СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Матишевская София Юрьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.031

С. Ю. Матишевская

S. Yu. Matishevskaya

Матишевская София Юрьевна, преподаватель информатики, ГБПОУ РХ «ТКХиС», г. Абакан, Россия.

Matishevskaya Sofia Yurievna, teacher of computer science, State Budgetary Educational Institution of the Russian Federation «TKhiS», Abakan, Russia.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART FOR SECODARY PROFESSIONAL IN INFORMATION LESSONS

 

Аннотация. Статья посвящена современным педагогическим технологиям образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО на уроках информатики. Приводится пример задания с применением интерактивных технологий – «Фабрика кроссвордов». Предлагаются данные относительно эффективности различных методов обучения на схеме «Пирамида обучения».

Annotation. The article is devoted to modern pedagogical technologies of educational activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education in computer science lessons. An example of a task using interactive technologies is given – «Crossword Factory». Evidence is offered regarding the effectiveness of various teaching methods in the Learning Pyramid diagram.

Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии, интерактивное компьютерное оборудование, пирамида обучения.

Keywords: interactive educational technologies, interactive computer equipment, learning pyramid.

 

В настоящее время социальный заказ общества на образование ориентирован на высокие требования к современному студенту. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. На помощь и педагогам, и студентам приходят современные электронно-образовательные технологии. Так как их применение способствует повышению мотивации обучения студентов, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала.

Указом президента В. В. Путина, 2022-2031 годы названы десятилетием науки и технологий, основной задачей которого является привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок в ИТ сфере, поэтому разработка и применение ИТ становится одним из важнейших путей повышения результативности образования. Причем стратегическая роль ИТ, а следовательно, и технических средств их обеспечивающих, как фактора социально-экономического развития современного общества на данный момент общепризнанно и не вызывает сомнений [1, с. 24].

Важно, чтобы на занятиях студентам было интересно. Чтобы они ставили себе цели, достигали их, умели творчески мыслить, критически оценивать себя и работать в команде. Консолидация современных образовательных технологий: «Метод проектов», «Работа в сотрудничестве», «Информационно-компьютерные технологии» как шестеренки одной цепи помогают сделать каждое занятие результативным, добиться получения необходимых знаний, умений, навыков, практического опыта, освоения ОК и ПК по изучаемой дисциплине.

Чтобы сформировать компетентного человека, необходимо обеспечить связь двух видов деятельности: настоящей – образовательной и будущей – практической. Как именно преодолеть противоречия между учебной и практической деятельностью, в которой требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи? Одним из путей решения этой проблемы являются интерактивные технологии обучения.

Интерактивные образовательные технологии являются одним из видов инновационных технологий обучения. Они ориентированы на широкое взаимодействие студентов, как с преподавателем, так и друг с другом в процессе приобретения профессиональных знаний и умений (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимодействие участников образовательного процесса при интерактивной технологии обучения

Основной отличительной чертой интерактивных образовательных технологий является развитие личной инициативы, выработки у студентов стремления к получению новых знаний и умений, что лежит в основе личностно-ориентированного подходов в обучении.

Преподаватель выполняет роль координатора, консультанта по возникающим вопросам и проблемам, создаёт условия для самостоятельного овладения обучающимися знаниями и умениями в процессе познавательной деятельности через диалоговое общение.

В основе моих методов лежат принципы системно-деятельностного подхода к обучению, с опорой на личностно-ориентированное обучение. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов и воспитания интереса к предмету, мотивации разрабатываю электронные дидактические материалы к занятиям на сайте дистанционного обучения «Moodle». Интерактивное компьютерное оборудование соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение студентов, выросшее на компьютерах, планшетах и мобильных телефонах, у которых гораздо выше потребность в температурной визуализации информации и зрительной стимуляции.

Рассматриваю на занятиях темы, отвечающие современным требованиям развития информатики и ФГОС СПО, а в качестве инструментов при приобретении практических навыков использую различные интерактивные приемы (рис. 2).

Рисунок 2. Онлайн-сервис «Фабрика кроссвордов»

Пользоваться сервисом достаточно просто: задайте размер кроссворда, введите необходимые вам слова (левая вертикальная панель рабочей области сайта) – и нажимайте на кнопку «создать кроссворд». При вводе слов их нужно разделять пробелами или клавишей «Ввод». Кроссворд формируется случайным образом.

Проведенные в США в 1980-х годах исследования позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (рис. 3).

Рисунок 3. Пирамида обучения

Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».

Список литературы

  1. Калягин, И. Новые информационные технологии и учебная техника / И. Калягин, Г. Михайлов. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России, 2013. – № 1.
  2. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 2014. – № 1. – С. 6-39. – Текст : непосредственный.

                                                

© Матишевская С. Ю., 2024

 

PDF