ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ (ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ)

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Махова Светлана Васильевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.862

С. В. Махова

S. V. Mahova

Махова Светлана Васильевна, учитель технологии, МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк, Россия.

Mahova Svetlana Vasilevna, technology teacher, MBNOU «Lyceum No. 111», Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ (ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ)

PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS IN THE TECHNOLOGY TRAINING COURSE (IMPLEMENTING A TRAINING PROJECT AS ONE OF THE WAYS OF PREPARING FOR THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD FOR SCHOOLCHILDREN)

 

Аннотация. Тема, затронутая в статье, касается последовательности работы над проектом. Подробно расписаны все этапы выполнения учащимися учебного проекта. Также рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий, обучающихся на каждом этапе выполнения проектного изделия.

Annotation. The topic covered in the article concerns the sequence of work on the project. All stages of the implementation of the educational project by students are described in detail. The issues of the formation of universal educational actions for students at each stage of the project product are also considered.

Ключевые слова: учебный проект, проектная деятельность, структура проекта, ФГОС, универсальные учебные действия, критерии отбора.

Keywords: educational project, project activity, project structure, GEF, universal educational activities, selection criteria.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителем задачу формирования у обучающихся системы универсальных учебных действий [1]. Поэтому, основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» становится проектная деятельность. Метод учебного проекта включает в себя одну из личностно ориентированных технологий, которая заключается в организации самостоятельной деятельности школьников, сотрудничества и продуктивного общения учащихся, направленных на совместное разрешение проблем, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые подходы, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. К тому же защита учебного проекта входит в программу Всероссийской олимпиады школьников на всех уровнях её выполнения.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Проектная деятельность предполагает четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточно свободная форма творчества ученика. Учителю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные ими на уроках технологии [2].

Проектная деятельность учащихся имеет три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный [3].

Что входит в организационный этап?

  • Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
  • Определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения проекта в соответствии с требованиями программы.
  • Составление учащимися совместно с учителем плана работы по проекту (дизайн-спецификация).
  • Обучение умениям работать с литературой и другой информацией по теме проекта.
  • Разработка соответствующей технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов и т.п. для работы над проектом.

На первом этапе учащийся определяет свои потребности, ставит и формулирует собственные цели, задачи, собирает и перерабатывает первоначальные идеи, получает сведения из специальной литературы, интернета. Затем идет уточнение информации, обсуждение с учителем возможных альтернатив для выбора продукта труда.

Рассмотрим на примере обучающейся 7А класса Ева Матюшева, которая выбрала темой проекта: «Сшить жакет».

Выкройку жакета решили взять из журнала мод [4] (рис. 1).

Рисунок 1. Выкройка жакета

Завершением этой стадии стали эскиз и описание будущего изделия (жакет из синтетического габардина черного цвета, приталенного силуэта, длины миди, двубортный, рукав длинный рубашечного типа; воротник стойка, декорирован по переду двумя рядами пуговиц), выкройка в натуральную величину (рис. 2).

Рисунок 2. Эскиз

При выборе продукта труда реализуются следующие универсальные учебные действия: познавательные – извлекать, сопоставлять и отбирать информацию, перерабатывать информацию для создания нового продукта; коммуникативные – умение слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, доносить свою позицию до других; регулятивные – решать проблемы поискового характера [1].

Выполнение конструкторско-технологических задач, направленных на реализацию проекта, решает технологический этап.

На данном этапе осуществляется текущий контроль качества выполнения изделия, операций, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, техники безопасности, внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию, самостоятельная работа над объектом труда.

Технология изготовления продукта труда, выполняется с использованием инструкционной карты. Каждый этап выполнения работы можно фотографировать и вносить в таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Пример оформления этапа работы над проектом

На этом этапе формируются УУД: регулятивные – умение осуществлять действия по реализации плана, работать по плану [1].

Заключительный этап

На данном этапе проводится экономико-экологическое обоснование, мини-маркетинговое исследование. Оформляется пояснительная записка проекта, создаётся презентация с использованием программ Paintbrush, CorelDraw, fotoShop, PowerPoint и защита проекта.

Учащийся должен провести испытание и самооценку изделия по своим критериям, написанным в дизайн-спецификации и ответить на главный вопрос: «Удовлетворяет ли изделие потребностям, задачам, описанными в краткой формулировке?», а также оценивается время, затраченное на изготовление продукта труда, и то насколько успешными были каждые этапы выполненного проекта.

На этом этапе формируются следующие УУД:

  • коммуникативные – умение слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; доносить свою позицию до других;
  • регулятивные – определять степень успешности выполнения своей работы; пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки проекта, понимать причины своего неуспеха; соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; учиться давать оценку результатам своего проекта [1].

Список литературы

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт : [сайт]. – Текст : электронный. – URL : http://standart.edu.ru (дата обращения : 26.01.2024).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). – Текст : непосредственный.
  3. Синица, Н. В. Технология. Технологии ведения дома: 5-8 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  4. МОД : журнал мод. – Москва, 1989. – № 1. – ISSN 0321-1576. – Текст : непосредственный.

                                                

© Махова С. В., 2024

PDF