ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКОВ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Петрова Наталья Викторовна , Гончарова Ирина Игоревна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.881.111.1:161.1

Н. В. Петрова, И. И. Гончарова

N. V. Petrova, I. I. Goncharova

Петрова Наталья Викторовна, учитель английского языка, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Гончарова Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Petrova Natalia Victorovna, teacher of the English language, Municipal budget educational institution «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.

Goncharova Irina Igorevna, teacher of the Russian language and literature, Municipal budget educational institution «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКОВ

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE IN METHOD OF PROJECT IN MIDDLE SCHOOL ON EXAMPLE OF TEACHING BOTH NATIVE AND FOREIGN LANGUAGES

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты работы со школьниками среднего звена лицея, обобщен опыт применения учителями-филологами проектной деятельности в преподавании как родного, так и иностранного языков.

Annotation. This article presents the results of work with middle-level students of the lyceum, it summarizes the experience of using project activities by teachers of philology in teaching both native and foreign languages.

Ключевые слова: проектная деятельность, профориентация, практикоориентированность, активная деятельность на занятии.

Keywords: project activity, career guidance, enhancing practice skills, being active during the lessons.

 

Главною целью образования Российской Федерации, да и всего мира является использование интеллектуального потенциала личности, подготовка человека, способного интегрироваться в современный мир, который пестрит постоянно обновляющейся информацией. Обобщая опыт работы в лицее, мы пришли к выводу о высокой значимости метода проектов, учитывая его востребованность в современных условиях и последующую перспективу в различных сферах деятельности человека, в том числе и профессиональной. Основной задачей проектной деятельности выступает создание внутренней ранней мотивации подрастающего поколения на углубленное изучение различных наук, в нашем случае это родной и иностранный языки.

Проектная деятельность в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов ранней профориентации среди учащихся, а перед нами, как перед педагогами и классными руководителями одна из целей – это раскрытие способностей ребенка и помощь ему в выборе профессии.

Проработав в лицее не один год, пробуя различные технологии и методы, и являясь активными практиками, мы пришли к выводу, что в процессе проектной деятельности на наших уроках у учащихся совершенствуются следующие качества [3]:

  • ответственность и надежность;
  • способность к выдвижению неординарных идей;
  • целеустремленность;
  • глубина знаний (постепенно);
  • высокая мотивация и работоспособность;
  • самостоятельность и саморегуляция (ведь проект ограничен во времени);
  • навык публичного выступления;
  • ориентация на положительный результат.

Родной язык, как и иностранный, как учебные предметы, обладают немалыми возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.

Плюсы использования метода проекта на наших уроках очевидны [1]:

  • активное вовлечение учеников в учебную и научную виды деятельности;
  • работа над проектом способствует созданию крепкой языковой базы у учеников, ведь материал, который нашел сам ученик, остается в голове надолго;
  • развитие самостоятельного мышления и применение знаний на практике;
  • развитие собственного творческого потенциала ребенка.

Например, на уроке родного языка учителем Гончаровой Ириной Игоревной и семиклассниками был реализован проект «Поучение для младшего брата/сестры», где нужно было, используя архаизмы обратиться к своему младшему родственнику с мудрым жизненным посланием (рис. 1).

Рисунок 1. Проект «Поучение для младшего брата/сестры»

Или другой пример, на уроке иностранного языка учитель Петрова Наталья Викторовна вместе с шестиклассниками реализовала проект «Мое туристическое агентство» (рис. 2), учащимся нужно было найти необходимую информацию об интересующих их странах и рассказать о видах отпуска, которые существуют в их фирме (сафари, круиз, экскурсии и т.д.)

Рисунок 2. Проект «Мое туристическое агентство»

Проектный метод может иметь практикоориентированную направленность [2], а также обладает высокими метапредметными качествами. Это показано в реализации проекта «Мое любимое блюдо» (рис. 3), на защите проекта ребята должны были на английском языке рассказать о рецепте своего любимого блюда, приготовить его дома, принести на дегустацию, надо ли говорить об успешности такого проекта, а также его метапредметности.

Рисунок 3. Проект «Мое любимое блюдо»

Метод проектов превращает ученика в субъект, делает его более самостоятельным, дает возможность самовыразиться и воплотить свой творческий потенциал перед учителем и одноклассниками. Учитель же, в свою очередь, превращается в консультанта и помощника, сопровождает проект, направляет, но оставляет место для самостоятельности детей [4]. Проектная методика является высокоэффективной инновационной технологией, которая повышает уровень владения языковым материалом, помогает в образовании и воспитании, стимулирует развитие коммуникативных способностей, потому как детям приходится иногда работать в команде. Однако применение данного метода требует от учителя большой подготовки и энергозатрат.

Список литературы

  1. Байдурова, Л. А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л. А. Байдурова, Т. В. Шапошникова. – Текст : непосредственный. // Иностр. языки в школе, 2002. – № 1. – С. 5-11.
  2. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим. – Текст : непосредственный. // Иностр. языки в школе, 2002. – № 2. – С. 11-15.
  3. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев. – Текст : непосредственный. // Народное образование, 2000. – № 9. – С. 177-180.
  4. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат. – Текст : непосредственный. // Иностр. языки в школе, 2000. – № 2. – С. 3-10.

                                                

© Петрова Н. В., Гончарова И. И., 2024

PDF