СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Теряева Дарья Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 8.1751

Д. А. Теряева

D. A. Teryaeva

Теряева Дарья Андреевна, студентка, ИФЖиМКК ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, Россия.

Teryaeva Darya Andreyevna, student, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication SFeDU, Rostov-on-Don, Russia.

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

MODERN METHODS OF TEACHING RUSSIAN

 

Аннотация. В статье поднята проблема современных методов обучения русскому языку. Автор привлекает внимание к существу этих методов, определяет преимущества и особенности их в практике обучения русскому языку; выяснено диалогическую особенность их, а также, способность обеспечить условия для гармоничного развития языковой личности.

Annotation. The article raises the problem of modern methods of teaching the Russian language. The author draws attention to the essence of these methods, determines their advantages and features in the practice of teaching the Russian language; their dialogical feature has been clarified, as well as their ability to provide conditions for the harmonious development of a linguistic personality.

Ключевые слова: классификация, метод, преподавание, русский язык, функция, учитель, ученик.

Keywords: classification, method, teaching, russian language, function, teacher, student.

 

Постановка проблемы. Стремительный прогресс глобализированного цифрового общества и необходимость адаптации в нем обуславливают императивность в усовершенствовании системы образования новым реалиям, запросам и тенденциям на основе переосмысления наследия выдающихся деятелей методической науки, потребность упорядочить и модернизировать наработанные теорией и практикой испытываемые методы обучения качественных и количественных изменений в условиях компетентизации образования, обновляются, совершенствуются [3, с. 90].

Актуальность проблемы усиливается такими факторами как: накопление новой информации, изменение структуры, развитие, дифференциация и интеграция научного знания, потребность сбалансировать цифровую и гуманитарную составляющие образования; радикальная трансформация запросов поколения центениалов; усиление требований к личностным качествам выпускников, жизненная потребность в овладении ими современными коммуникационными стратегиями; разнообразие и непредсказуемость конкретных ситуаций обучения.

Основная часть. Классически метод определяется как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей и реализацию содержания образования», акцентируя двуединую общую деятельность педагога и соискателей образования в процессе обучения, включающую, с одной стороны, преподавание учителя, а, с другой, – обучение ученика [2, с. 6]. В уточненной версии метод рассматривают как способ работы, что охватывает всю ее и применяется для выяснения сущности вопроса, раскрытия содержания материала, в то время как прием пригоден только для отдельных действий [1, с. 53].

Л. В. Михайлова рассматривает проблему методов в контексте оптимизации учебно-воспитательного процесса, которая достигается наряду с усовершенствованием содержания и форм обучения эффективным использованием на уроке как традиционных, так и новых методов работы с учащимися [6, с. 29].

Слово «современный» употребляется наряду с временным в переносно-оценочном значении: современный – значит высокоэффективный. На таком уроке учащиеся овладевают оптимальным объемом знаний языка, учатся творчески применять их, приобретая языковые умения и навыки, что является шагом вперед в развитии их личности, формировании мировоззрения.

В конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века актуализировались потребность, а, следовательно, и способность учащихся самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном информационном потоке, применять творческое мышление, работать с учебником и другими источниками знаний, учиться на протяжении жизни. Учитывая это, возникла необходимость в разработке «эффективных методов, способов и приемов обучения с учетом возраста учащихся и специфики учебного предмета» [5, с. 165]. В то время методика отозвалась на потребности общества классификацией методов, согласно которой выделялись: устное изложение учителем материала (рассказ, объяснение), беседа учителя с учениками, наблюдение учащихся над языком, работа с учебником, упражнения, охарактеризованные по способу взаимодействия учителя и учащихся на уроке, соотношением деятельности учителя и учащихся в процессе использования этих методов. Была раскрыта внутренняя структура метода, состоящая из отдельных приемов, направленных на реализацию частичных задач.

С тех пор разработано несколько десятков классификаций методов обучения на разных началах. Однако в дидактике и отдельных методиках до сих пор нет единой согласованной классификации. Существуют разные взгляды на определение номенклатуры, основания и принципы классификации методов.

Несмотря на попытки ученых решить извечную проблему методов обучения, она остается актуальной с учетом открытости, перманентной необходимости соответствовать потребностям глобализированного цифрового общества, постоянно развивающегося по своим собственным законам.

Разработка единой универсальной классификации методов делает невозможным: интегрированность и многофакторность подходов и оснований, взаимосвязанность и взаимопроницаемость аспектов классификации в противовес более понятной иерархичности, а также необходимость учета социальных условий и конкретных учебных ситуаций, а особенно нестандартных жизненных, на способность ориентироваться в которых рассчитано компетентностное обучение.

Учитывая нереальность создания единой универсальной классификации разнообразных, разноаспектных и многофункциональных методов, пользуются несколькими имеющимися классификациями, осуществленными на разных основаниях – по источнику знаний, этапам обучения, дидактическим целям, аспектам учебно-познавательной деятельности, характером познавательной деятельности и т.п. Каждый метод имеет свою внутреннюю структуру и состоит из приемов, направленных на решение частичных дидактических задач. Между разными методами «существуют органическая взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимопереходы. Диалектическая сущность каждого метода состоит и в том, что он проявляет большую эффективность при решении одних задач и меньшую – при решении других, способствует достижению одних целей и препятствует достижению других. Поэтому каждый метод не может быть универсально эффективен на всех этапах обучения» [4, с. 52]. Оптимальным считают многомерный подход к классификации методов обучения, который учитывает диалектику познавательного процесса и аспекты нестандартного, не всегда предполагаемой и просчитанной ситуации. Непременным критерием наукосоответствия системы методов является сочетание в единой классификации общедидактических и особых способов.

Компетентностная перефокусировка образовательной отрасли не могла не повлиять на глубинную трансформацию цели и содержания обучения, которым соответствуют методы. Проблема системирования методов обучения русскому языку при компетентностном подходе должна рассматриваться в контексте общедидактических. Разработана пространная классификация методов по двум десяткам критериев, в частности, таких как уровень применения (общие и специфические); форма учебной деятельности (групповые, индивидуальные. коллективные); эффективность (производительные, непроизводительные); соотношение активности учителя и учащихся (активные, пассивные, интерактивные); новизна (традиционные, инновационные); источник и способ передачи знаний (словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникационные); компетентностно-целевое назначение (методы формирования ключевых компетентностей, методы формирования языковой компетентности) [6, с. 30]. Приведенная классификация, несмотря на свою неоптимальность и открытость, приближает к построению и реализации компетентно ориентированной методики обучения русскому языку.

Учителю важно осознать имеющиеся целостные подходы к классификации методов обучения, что позволит ему осуществлять оптимальный их выбор, а также овладевать выверенными наукой практико-ориентированными классификациями методов, безусловно способствующих подъему эффективности образовательного процесса и обеспечивающих формирование компетентной личности учащегося. Это особенно актуально с учетом современных тенденции развития образования, которые приоритетизируют проблему готовности педагогов-предметников разрабатывать и внедрять собственную методику.

Такой подход позволит дерадикализировать диаметрально противоположные тенденции, когда часть учителей берется некритически и бессистемно использовать набор заимствованных отфильтрованных наукой методов, не удостоверившись в их потенциальной эффективности, не понимая их тщетности и даже вреда, а другая часть с недоверием относится к педагогическим инновациям, прибегая к традиционным методам, которые уже не отвечают требованиям времени. Имеет место неготовность части учителей избавиться от устаревших стереотипов, преодолеть нигилистическое отношение к инновациям, тяготение к инновациям системно-описательного подхода, чрезмерной затеоретизированности. Некоторые из учителей универсализирует отдельные группы методов, не осознавая взаимосвязи и взаимопроникновения методов разных классов.

За последние десятилетия претерпели качественные изменения и основные традиционные функции методов: побудительная, или мотивационная (стимулирующая интерес к обучению, стремление приобретать знания); образовательная, учебная, или познавательная (направленная на успешное усвоение учащимися знаний и овладение практическими умениями и навыками); воспитательная (способствует формированию ценностных ориентаций, мировоззрения, убеждений, настойчивости в обучении); развивающая (находит проявление в применении эвристических вопросов, познавательных задач и проблемных задач, благодаря чему обеспечивается умственное развитие учащихся); контрольно-коррекционная (обеспечивает контроль и заключается в устранении недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся) [1, c. 68].

Важно отметить, что методы обучения могут различаться в зависимости от целей и контекста обучения (например, изучение русского языка как иностранного или как родного), а также в зависимости от возрастных групп учащихся. Рассмотрим некоторые из основных современных методов.

Коммуникативный метод направлен на развитие коммуникативных навыков. Учащиеся изучают язык, чтобы они могли общаться в реальных жизненных ситуациях. Уроки сосредоточены на разговорной практике, ролевых играх и заданиях, которые способствуют обмену информацией.

Проблемный метод предлагает учащимся решить различные задачи, используя русский язык. Задания могут включать в себя анализ текстов, решение проблемных ситуаций, создание проектов и другие виды деятельности, способствующие пониманию и практическому применению языка.

С помощью метода интерактивных игр и технологий преподаватели создают интерактивные игры и занятия, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Интерактивное обучение и групповая работа. Учителя поощряют учащихся к сотрудничеству и обмену идеями. Это позволяет развивать коммуникативные навыки и понимание разных точек зрения.

При проектном методе обучения студенты работают над проектами, требующими исследования и создания продукта на русском языке, например, презентаций, видео, статей и т. д. Этот метод способствует глубокому пониманию языка и его практическому применению.

Индивидуализированное обучение. Преподаватели учитывают индивидуальные потребности каждого ученика и разрабатывают индивидуальные планы обучения.

Использование аутентичных материалов. Аутентичные материалы, такие как тексты из реальных источников (новости, статьи, фильмы), активно используются в образовательном процессе, чтобы учащиеся могли познакомиться с языком в его естественном контексте.

Использование мультимедийных ресурсов помогают учащимся развивать навыки восприятия речи на слух и улучшать произношение.

Обучение посредством игр и развлечений помогают учащимся получать удовольствие от изучения языка и запоминать новые слова и фразы [3, c. 47].

Эти методы могут использоваться как в традиционных образовательных учреждениях, так и в онлайн-обучении, а также быть адаптированы к разным уровням владения русским языком. Важно выбрать методы, которые лучше всего соответствуют целям обучения и особенностям учащихся.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы методов обучения русскому языку усматриваются в разработке методологии и общей концепции компетентно ориентированного языкового образования; в концептуальном определении и обосновании системы современных методов компетентностного обучения русскому языку; в осуществлении «аудита» имеющихся неучтенных хаотически применяемых методов; в разработке целостной концептуально обоснованной системы методов компетентностного овладения русским языком, которая позволила бы и активизировала комплексную реализацию современных подходов к языковому образованию на основе его компетентнизации; в рейтинговании методов по определенным критериям; в разработке действенных механизмов функционирования, комбинирования и использования методов для обеспечения формирования компетентной личности соискателя образования и будущего выпускника.

Список литературы

  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. / Е. С. Антонова, С. В. Боброва; 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с. – Текст : непосредственный.
  2. Беспалова, С. А. Использование активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности. / С. А. Беспалова – Текст : непосредственный. // Рус. яз. в шк., 2018. – № 3. – С. 6.
  3. Канакина, В. П. Русский язык. Часть 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2015. – 165 с. – Текст : непосредственный.
  4. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2012. – 472 с. – Текст : непосредственный.
  5. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Г. Г. Мисаренко. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 337 c. – Текст : непосредственный.
  6. Михайлова, Л. В. Современные методы обучения русскому языку как иностранному: сборник статей. / Л. В. Михайлова – Текст : непосредственный. // Развитие системы образования: теория, методология, опыт: сборник статей. – Чебоксары : ИД «Среда», 2019. – № 7. – С. 29-31.

                                                

© Теряева Д. А., 2024

PDF