ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Пищенюк Наталия Владимировна , Цымбал Светлана Владимировна , Еремина Ирина Дмитриевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373.31

Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина

N. V. Pechenyuk, S. V. Tsymbal, I. D. Eremina

Пищенюк Наталия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Цымбал Светлана Владимировна, учитель начальных классов,  МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Еремина Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Pischenyuk Natalia Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.

Tsymbal Svetlana Vladimirovna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.

Eremina Irina Dmitrievna, primary school teacher, MBOU «Secondary school № 26», Novokuznetsk, Russia.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PROJECT ACTIVITIES IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Аннотация. В статье представлен опыт привлечения младших школьников к проектной деятельности. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности обучающихся, протекающей в форме экспериментальных действий. Проектная деятельность создает условия, позволяющие каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Annotation. The article presents the experience of involving younger students in project activities. This work is aimed at developing the search and cognitive activity of students, proceeding in the form of experimental actions. Project activity creates conditions that allow each child to realize their cognitive activity.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, экспериментальный процесс, младшие школьники.

Keywords: project activity, research activity, experimental process, junior schoolchildren.

 

Такое страшное слово ПРОЕКТ. Нужны ли проекты в школе? В современном мире недостаточно просто владеть определенными знаниями и навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. Это основная задача метода проектов, который часто применяется для обучения детей, в том числе, и в начальной школе. Учебная исследовательская деятельность способствует развитию таких умений учащихся, как умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение аргументированно доказывать свое мнение и защищать свои идеи.

Важно, чтобы тема проекта вызывала у школьников интерес и не предполагала наличия готового ответа. Еще Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же останется только руководить и направлять его деятельность» [1]. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.

Представляем коллективный проект «Эксперимент на окне».

Цель проекта: выяснить, какие условия необходимы, чтобы фасоль прошла все этапы своего развития.

1 этап – Погружение в проект

Начали исследование, поставили цели, наметили вопросы, ответы на которые хотели бы получить.

Оборудование: прозрачная пластиковая папка с замком, вата, бумажные салфетки, семена фасоли, клей. Для записи наблюдений – журнал «Проращивание семян фасоли»: 1. Начало наблюдения: Что мы хотим узнать? 2. В ходе наблюдения: Что мы узнали?

2 этап – Осуществление деятельности

Посадка: к салфетке на клей приклеили семена фасоли. В пластиковый конверт вложили салфетку, сзади уложили хорошо увлажненную вату. Закрыли конверт и зафиксировали его на окне.

Все возникшие вопросы, ответы на которые хотели бы получить, необходимо записать в журнал. Например, прорастет ли фасоль в конверте? Что появится раньше стебель или корень? Какой корень у фасоли? Выживут ли семена без воздуха в закрытом конверте? Вырастет ли растение без земли? Сможем ли мы получить плоды? и т.д.

Самое интересное – это обсуждение. Разгорелся настоящий спор о том, что появится раньше: стебель или корень? Затем посыпались мнения о том, что семена в закрытом конверте задохнутся. По мнению многих, чтобы собрать урожай фасоли нужно ждать несколько лет.

Через 5 дней у одной из наших фасоли появился маленький корешок. Затем и остальные пошли в рост. Мы сделали вывод, это произошло, скорее всего, потому, что она находилась с краю и получала больше света, поэтому первая и начала расти.

Ежедневно дети с интересом отмечали изменения, произошедшие в росте растений. Так как фасоль росла в пластиковой папке, дети могли видеть все ее части и наблюдать жизненные фазы. Делали фото, фиксировали свои наблюдения в журнал.

Для закрепления изученного материала и фиксации прироста знаний детьми на уроках использовали кубик, на гранях которого изображены части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Дети бросали кубик и рассказывали все, что они знают о той части, которая им выпала на грани.

Если это упражнение выполнять в начале изучения темы, то у учителя появляется возможность определить уровень знаний по этой теме и опираться на эти знания и опыт детей на уроке.

Если выполнять его в середине или в конце урока, то можно оценить степень усвоения детьми учебного материала.

С помощью таких кубиков можно провести интересно итоговый урок по теме. Кубиков необходимо сделать по количеству пар в классе. Каждая пара получает кубик и 2 чек-листа, в которых прописаны основные сведения о каждой части растения. Один ученик в паре кидает кубик, рассказывает, что он знает об этой части, другой в его чек-листе делает отметки рядом с названными фактами. Потом они меняются ролями: один отвечает, другой отмечает.

Таким образом, у каждого ребенка получится свой чек-лист, на основании которого и он сам, и учитель могут сделать выводы об успешности усвоения темы.

3 этап – Завершающий

Наблюдения за этапами развития растения длились более трех недель. Ребята измеряли длину ростков, нашли самый длинный; выяснили, что у фасоли сначала появляется корень, потом стебелек; отмечали, что стебель одного растения тоньше, другого толще; какие-то из фасоли росли намного быстрее – все вместе искали причины и объяснения этому. Таким образом, ребята успешно ответили на все поставленные в начале проекта вопросы. Результаты работы оформили в виде лэпбука. Работа получилась интересной, полезной, активной и объединяющей.

В ходе рефлексии учащиеся высказывались, чему научились, работая над проектом. Отмечали, что работать в группе не так-то просто, как представлялось сначала, но интересно. Говорили, что не сразу научились договариваться друг другом, зато сейчас лучше понимают товарищей, увереннее чувствует себя, выступая перед классом.

С уверенностью можно сказать, что благодаря групповым проектам дети объединяются, все вместе учатся искать решения, спорят, учатся договариваться. Важен не только продукт, но и процесс обсуждения и рассуждения, во время которого учащиеся развивают мышление и делают шаг к осознанности. Кроме того, исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту мы знаем, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

Проектная деятельность не только увлекает детей, демонстрирует значимость их труда, но и дает уверенность в себе. Такая работа помогает ребятам получить удовольствие от процесса общения и совместной деятельности, получить опыт и развить важные навыки для жизни. Создание развивающей среды – вот главная задача, которую мы преследуем в своей работе, и все возможности для ее решения нам представляет проектно-исследовательская деятельность.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика. – 1991. – 480 с. – ISBN 5-7155-0358-2. – Текст : непосредственный.

                                                

© Пищенюк Н. В., Цымбал С. В., Еремина И. Д., 2024

PDF