КЛИПОВОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: КАК НАУЧИТЬ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СЛЫШАТЬ И ВИДЕТЬ?

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Кретинина Наталья Владимировна , Гольченко Елена Николаевна , Шлюпкина Валентина Николаевна

УДК 373.31

Н. В. Кретинина, Е. Н. Гольченко, В. Н. Шлюпкина

N. V. Kretinina, E. N. Golchenko, V. N. Shlupakin

Кретинина Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Гольченко Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.
Шлюпкина Валентина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 26», г. Новокузнецк, Россия.

Kretinina Natalia Vladimirovna, primary school teacher, School № 26, Novokuznetsk, Russia.
Golchenko Elena Nikolaevna, primary school teacher, School № 26, Novokuznetsk, Russia.
Shlupkina Valentina Nikolaevna, primary school teacher, School № 26, Novokuznetsk, Russia.

 

КЛИПОВОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: КАК НАУЧИТЬ СОВРЕМЕННОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СЛЫШАТЬ И ВИДЕТЬ?

CLIP THINKING: HOW TO TEACH A MODERN YOUNGER PUPIL TO HEAR AND SEE?

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения. Описываются эффективные приёмы, направленные на развитие умения вдумчиво читать, слушать, смотреть.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming cognitive universal learning skills of primary school students in the educational process. The paper describes effective techniques to develop the ability to read, listen, and watch thoughtfully.

Ключевые слова: клиповость мышления, познавательные универсальные учебные действия, вдумчивое чтение, критическое мышление, эмоциональная отзывчивость, нравственное становление личности.

Keywords: clip thinking, cognitive universal learning actions, thoughtful reading, critical thinking, emotional responsiveness, achievement of moral personhood.

 

Современные дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Их окружают высокотехнологичные достижения.

Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Как должны измениться технологии обучения, чтобы ребёнок был успешен в процессе обучения? Сегодня этим вопросом всерьёз озадачены учёные.

Учителя-практики общеобразовательных школ с гетерогенным составом класса отмечают, что восприятие и мышление современных младших школьников отличается от восприятия и мышления их ровесников, которые учились ещё 10–15 лет назад. Сегодня дети смотрят и не видят, слушают и не слышат. Их восприятие поверхностно и фрагментарно. Мышление всё чаще характеризуют «клиповостью». Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «отрывок». Этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов. Исследователи клипового мышления установили, что человек, обладающий таким типом мышления, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объёмы. Он предпочитает визуальные символы в противовес «думанию», которым характеризуется понятийное мышление. Ему трудно углубиться в содержание прочитанного, тяжело воспринимать длительную однородную информацию, в том числе книжный текст [2].

При этом ФГОС НОО предъявляет к выпускнику начальной школы следующие требования в области чтения и работы с текстом [1, с. 42-43]:

  • выпускник научится находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию);
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на содержании текста; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте и т.д.

Как видим, требования предъявляются серьёзные и важные, так как чтение – это универсальный навык.

Поэтому необходимо целенаправленно учить детей смотреть и видеть, слушать и слышать.

Я и мои коллеги в своей практике используем следующие приёмы обучения вдумчивому чтению (и не только на уроках литературного чтения и окружающего мира; эти приёмы универсальны):

  1. Чтение с остановками, когда текст читается не целиком, а делаются паузы там, где необходимо глубокое осмысление прочитанного, образное представление, выделение главного.
  2. Формулирование вопросов по прочитанному. Например, вместо традиционного пересказа деловой статьи по окружающему миру или художественного текста на уроках литературного чтения, детям предлагается сформулировать 10 вопросов по прочитанному. На начальном этапе применения данного приёма вопросы получаются «корявые», однотипные. При регулярном применении качество вопросов значительно возрастает, что свидетельствует о более вдумчивом чтении и развитии критического мышления.
  3. Экспресс-тест на понимание прочитанного. Когда после первичного чтения художественного текста задаются несколько вопросов, на которые учащиеся письменно дают краткие ответы. В результате выполнения такого теста дети и учитель наглядно видят, насколько внимательно и вдумчиво они читали. Надо отметить, что на этапе введения этого приёма результаты почти у трети класса были отрицательными. Дети, действительно, смотрят и не видят, слушают и не слышат, имеют хорошую технику чтения, при этом думают о чём-то своём, не вдумываясь в прочитанное. Но систематическое применение этого несложного приёма (учитель может составить вопросы по ходу чтения, не готовясь заранее) даёт хорошие результаты.
  4. Лист читателя. Приём эффективен для развития навыка вдумчивого чтения большого по объёму текста. Так, во втором классе детям предлагается для летнего чтения весёлая повесть Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Конечно, чтобы сформулировать вопросы и задания для листа читателя, учителю необходимо самому перечитать это произведение. Уверены, Вам это доставит огромное удовольствие, и Вы прекрасно проведёте свободное время!
    В третьем классе мы таким образом читаем повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч», Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». А в четвёртом классе – повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда», Г. Мало «Без семьи», В. Катаева «Сын полка».
  5. Аналогично можно работать и с детскими художественными фильмами. Современные дети, к сожалению, не знакомы с фильмами, вошедшими в «Золотую коллекцию» фильмофонда, имеющими глубокий воспитательный потенциал, развивающими эмоциональную отзывчивость и зрительский вкус. Такие фильмы мы рекомендуем к семейному просмотру в выходные дни (вместо задания по литературному чтению). 1-2 классы: «Финист – Ясный Сокол», «Золушка», «Сказка о потерянном времени»; «Витя Малеев в школе и дома»; 3-4 классы: «Без семьи», «Маленькая принцесса», «Старик Хоттабыч», «Тимур и его команда», «Неуловимые мстители», «Колыбельная для брата», «Пограничный пёс Алый».

Описанные приёмы просты в применении и эффективны. Практика показывает, что у детей в результате такой работы появляется интерес к чтению, формируется критическое (оценочное) мышление, развивается речь (как устная, так и письменная). Дети внимательнее относятся к слову, к своим поступкам и поступкам окружающих, что способствует нравственному становлению личности.

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]. / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-02256409.
  2. Седельников, Е. М. Клиповое мышление как психолого-педагогическая проблема современных школьников [Электронный ресурс]. / Е. М. Седельников. – URL : https://videouroki.net/razrabotki/klipovoie-myshlieniie-kak-psikhologho-piedaghoghichieskaia-probliema-sovriemienn.html (дата обращения : 30.01.2021).

PDF