СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Фурина Ольга Викторовна , Путина Елена Геннадьевна , Климова Татьяна Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 371.321

О. В. Фурина, Т. С. Климова, Е. Г. Путина

O. V. Furina, T. S. Klimova, E. G. Putina

Фурина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Путина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, Почетный работник общего образования РФ, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Furina Olga Victorovna, primary school teacher, Honorary Worker of Education and Enlightenment of the Russian Federation, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

Klimova Tatyana Sergeyevna, primary school teacher, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

Putina Elena Gennadievna, primary school teacher, Honorary Worker of the General Education of the Russian Federation, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

PREPARATION OF TEST TASKS FOR THE DIAGNOSIS OF THE SUBJECT RESULTS OF PRIMARY SCHOOL STUDENT

 

Аннотация. Статья посвящена использованию тестовой технологии в обучении учащихся начальной школы, видам тестов входящего, промежуточного и итогового контроля, требованиям и правилам к их составлению.

Annotation. The article is devoted to the use of test technology in teaching primary school students, types of tests for incoming, intermediate and final control, requirements and rules for their preparation.

Ключевые слова: тесты, контроль знаний, диагностика.

Keywords: tests, knowledge control, diagnostics.

 

Важное звено учебного процесса – это контроль знаний, умений и навыков. От его правильной организации зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить результаты обучения, в начальной школе являются тестовые задания.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, вследствие поэтапного выполнения заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Учителю тесты помогают проанализировать свою педагогическую деятельность: оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки [1].

В нашем лицее используется база тестов на основе критериально-ориентированного подхода, на основе которого сопоставляются учебные достижения каждого ученика с планируемым к усвоению объёмом знаний, умений умения или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объёмом содержания курса.

Эффективны следующие виды тестов.

  • Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.

В начальной школе можно ограничиться тремя-четырьмя ответами для выбора правильного. Два варианта способствуют угадыванию, а больше пяти потребуют слишком много времени для чтения. Количество правильных ответов может быть и несколько, тогда в инструкции должно быть это указано.

Например: глагол – это

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

  • Тесты, в которых требуется установить соответствие (смысловое соединение элементов двух списков, где какому либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке).

Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала [1].

  • Тест на расположение в правильной последовательности.

В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.

При выполнении подобных заданий требуется проявить высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

  • Тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений.

В нём предлагается лишь два ответа для выбора «да», «нет». Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного, подводить под понятие, устанавливать причину.

Например:

а) Вопросительное предложение обязательно о чём-то спрашивает.

  • Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

Это задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).

Например:

  1. С большой буквы пишутся: ....
  2. Если существительное мужского рода имеет окончания -а или -я, то это существительное ... склонения.
  • Тесты, ведущие к созданию различных схем, графиков и т.д.

Готовые тесты, предлагаемые авторами УМК и различных КИМов, а также взятые в интернете не всегда соответствуют конкретным условиям: особенностям класса, целям проверки, поэтому мы сами составляем тесты для нашей базы.

Составление тестовых заданий – это педагогическая деятельность высокого уровня. Она требует высокого профессионализма и особого искусства.

Требования к составлению тестов

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:

  • составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам;
  • язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);
  • формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);
  • должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;
  • тестовые задания должны легко читаться;
  • если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;
  • тестовые задания должны быть независимыми;
  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;
  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;
  • тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе [2].

Определим ряд правил к составлению тестовых заданий:

  • начинайте формулировать вопрос с правильного ответа;
  • содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения;
  • вопрос должен содержать одну законченную мысль;
  • при составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда»;
  • вопрос должен быть чётко сформулирован, избегайте слов: большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д;
  • следует избегать вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью;
  • неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок;
  • следует избегать вопросов с подвохом;
  • все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения;
  • реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»;
  • ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;
  • правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;
  • если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию;
  • лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные»;
  • место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу;
  • лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

После разработки теста его полезно отдать на экспертизу своему коллеге. Составитель теста обычно «погружен» в содержание своей разработки, ему, как правило, кажется в ней все понятным, а другой педагог, прочитав тест «свежими глазами», может выявить трудные для понимания учащимися формулировки и другие погрешности. После корректировки теста его подвергают эмпирической проверке. Педагогический тест не считается полностью разработанным, если он не прошел опытную (эмпирическую проверку) [1].

Список литературы

  1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М. : Народное образование. – 2001. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  2. Самостоятельно разбираться в учебной задаче.– URL : https://urok.1sept.ru/articles/682130 (дата обращения : 24.12.2023). – Текст : электронный.

                                                

© Фурина О. В., Климова Т. С., Путина Е. Г., 2024

PDF