МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Раздел: Социокультурное самоопределение личности

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Зарубин Александр Леонидович

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.048.45

А. Л. Зарубин

A. L. Zarubin

Зарубин Александр Леонидович, магистрант, Департамент социально-гуманитарного образования и образовательной политики Школы педагогики Дальневосточного федерального университета; учитель информатики, МБОУ СОШ № 22, г. Владивосток, Россия.

Zarubin Alexander Leonidovich, master's student, Department of Social and Humanitarian Education and Educational Policy of the School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University; computer science teacher, MBOU Secondary School No. 22, Vladivostok, Russia.

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

METHODOLOGY FOR DIAGNOSIS OF THE QUALITY OF CAREER GUIDANCE WORK OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

 

Аннотация. В статье представлена авторская методика диагностики качества профориентационной работы образовательного учреждения. Методика отличается лаконичностью и информативностью. Работа анкеты показана на основе выборки в 152 респондента. Для каждого вопроса, в качестве примера, даётся подробная интерпретация полученных данных.

Annotation. The article presents the author's methodology for diagnosing the quality of career guidance work of an educational institution. The technique is concise and informative. The performance of the questionnaire is shown based on a sample of 152 respondents. For each question, a detailed interpretation of the data obtained is given.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, оценка качества профориентации, период оптации.

Keywords: professional self-determination, career guidance, assessment of the quality of career guidance, option period.

 

Проблема выбора профессии была актуальная всегда, потому что каждый человека хотя бы один раз в своей жизни был вынужден осуществить выбор: кем быть дальше, какой профессиональный путь выбрать. Наиболее важно успешное разрешение данного вопроса для подростков и юношей, когда они оказываются перед необходимостью выбора учебного заведения, а значит, перед необходимостью выбора профессионального пути. Ввиду очевидной актуальности проблемы, в отечественной науке имеется немало теоретических и прикладных исследований в области профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. В первую очередь здесь необходимо отметить работы видных отечественных учёных Э. Ф. Зеер [2], Е. А. Климова [3] и Н. С. Пряжникова [10].

Актуальность вопроса отражается также в ряде федеральных нормативно-правовых актов: ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» [13], Примерная основная образовательная программа основного общего образования [9], Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [12], Концепция профильного обучения [4], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [11].

Отдельно отметим Приказ № 650 Минпросвещения России от 31.08.2023 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования» [8], который, в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» ввёл в образовательные учреждения профминимум – единую модель профориентационной деятельности для обучающихся 6-11 классов. Предложенная модель соотносится с содержанием понятия «психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения», предложенное А. Л. Зарубиным [1] на основе анализа теоретических работ отечественных профориентологов, педагогов и психологов. Сопровождение предполагает создание условий, необходимых для принятия подростком оптимального решения на этапе выбора профессии. Такая работа должна быть длительной и системной. Для того, чтобы управлять системой и обеспечивать её эффективность, необходимо регулярно получать информацию о её состоянии.

Получается, что вместе с активизацией профориентационной работы среди несовершеннолетних, возникла и необходимость проведения диагностики с целью определения эффективности осуществляемой профориентационной работы и получения информации, опираясь на которую можно планировать, и координировать и улучшать проводимую работу. Об этой же необходимости говорят и некоторые педагоги-учёные. Например, М. В. Мащенко, Е. А. Кокшарова и Е. В. Вязова [5].

Проблема заключается в том, что в данный момент нет достаточного количества инструментария для диагностики и мониторинга различных параметров профориентационной работы. Таким образом, целью нашей работы является создание анкеты для получения информации о:

  1. состоянии профориентационной работы в образовательном учреждении;
  2. том, какие изменения необходимо внести в проводимую работу.

Результат работы будет интересен руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям и социальным педагогам.

Наша анкета была разработана на основе диагностического инструментария, предназначенного для определения качества осуществляемой профориентационной работы, который предложила С. В. Панина в пособии «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» [6]: «Анкета для учащихся», «Анкета классного руководителя ОУ для анализа и оценки состояния профессиональной ориентации», анкета «Средства педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков». Разработки С.В. Паниной, на наш взгляд, являются достаточно хорошим инструментарием для получения информации, отражающей профориентационную работу учреждения в различных её аспектах. Существенным недостатком её анкет является громоздкость – в них содержится большое количество вопросов, что создаёт вполне определённые неудобства при обработке полученных данных. Соответственно, имеется смысл в разработке более компактной, но информативной анкеты. 

При составлении анкеты были учтены формы и методы работы, для проведения профориентационной работы, предлагаемые Э. Ф. Зеер [2] и Н. С. Пряжниковым [10] и Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [7], в котором отражены научные положения отечественных профориентологов. Предлагаемый нами диагностический инструмент преимущественно ориентирован не на количественный, а качественный анализ состояния профориентационной работы.

В мае 2023 г. нами было проведено пилотное исследования с целью выявления недостатков разработанного инструмента с целью последующей его корректировки.

Итоговый вариант анкеты имеет следующий вид:

  1. Ты уже выбрал себе будущую профессию?

         a)      да;
         b)      нет;
         c)      я думаю об этом, но не могу определиться;
         d)      для меня это пока не важно.

  1. Нужна ли тебе информация о профессиях и о том, как правильно их выбрать?

         a)      да;
         b)      нет;
         c)      не уверен.

  1. Какие формы работы были бы тебе интересны во время занятий по профориентации? Выбери ТРИ варианта ответа.

         a)      просмотр видеороликов;
         b)      экскурсия в учебное заведение;
         c)      работа с различными интернет-ресурсами;
         d)      встреча с представителями профессий;
         e)      игры;
         f)       рассказы и/или беседы с учителем;
         g)      тестирование с целью предоставления рекомендаций о том, какую профессию лучше выбрать;
         
h)      ничего из перечисленного.

  1. Когда с твоим классом говорили о профессиях или о выборе профессии, какие формы работы использовались?

         a)      просмотр видеороликов;
         b)      экскурсия в учебное заведение;
         c)      работа с различными интернет-ресурсами;
         d)      встреча с представителями профессий;
         e)      игры;
         f)       рассказы и/или беседы с учителем;
         g)      тестирование с целью предоставления рекомендаций о том, какую профессию лучше выбрать;
         
h)      с нашим классом об этом никогда не говорили.

  1. В твоей школе для информирования о профессиях и/или способах их получения имеются:

         a)      стенды, которые регулярно обновляются;
         b)      стенгазеты, которые регулярно обновляются;
         c)      флаеры (листовки);
         d)      демонстрируются видеоролики;
         e)      выставки;
         f)       стеллажи с печатной продукцией;
         g)      ничего из перечисленного.

  1. Чтобы тебе хотелось бы УВИДЕТЬ в школе для получения информации о профессиях и/или способах их выбора? (выбери ТРИ варианта ответа):

         a)      стенды, которые регулярно обновляются;
         b)      стенгазеты, которые регулярно обновляются;
         c)      флаеры (листовки);
         d)      демонстрируются видеоролики;
         e)      выставки;
         f)       стеллажи с печатной продукцией;
         g)      ничего из перечисленного.

Работа анкеты показана на основе исследования, проведённого в июне 2023 г. В нём приняло участие 152 учащихся общеобразовательных учреждений г. Владивостока, закончивших 7, 8 и 9 классы. Данная возрастная категория была выбрана с опорой на периодизацию профессионального развития человека как субъекта труда, предложенную Е. А. Климовым [3], который данный возрастной период обозначает периодом оптации, в рамках которого вопрос профессионального выбора стоит наиболее остро.

Проанализируем полученные ответы.

Первый вопрос направлен на выявление степени необходимости проведения профориентационной работы в целом.

1. Ты уже выбрал себе будущую профессию? Результаты представлены на диаграмме 1 (рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма результатов

Как видим, 12,5 % респондентов дало ответ «нет». То есть, не выбрало ответ «я думаю об этом, но не могу определиться» и «для меня это пока не важно», из чего можно сделать вывод о том, что часть подростков не считает обозначенную проблему не значимой, но в то же время не думают о ней в силу определённых причин. 51,32 % опрошенных утверждает, что думают о выборе профессии, но не могут определиться. Лишь 36,84 % учащихся утверждает, что определились с будущей профессией. Такой показатель, безусловно, нельзя признать удовлетворительным. Вариант ответа «для меня это пока не важно» не выбрал ни один человек, что свидетельствует об определённой осознания важности осуществления выбора, что является одним из элементов мотивации и индикатором наличия потребностей, направленных на осуществление профессионального самоопределения.

Полученные результаты позволяют утверждать, что для подростков старшей возрастной группы профориентационная работа является актуальной. А факт того, что на этапе выбора профессии лишь чуть больше трети опрошенных определилось с выбором, свидетельствует о том, что обозначенная нами потребность должным образом не удовлетворяется, что указывает на необходимость активизации соответствующей педагогической деятельности.

Второй вопрос был также направлен на выявление степени актуальности для учащихся профориентационной работы в части информирования и формирования представлений о мире профессий.

2. Нужна ли тебе информация о профессиях и о том, как правильно её выбрать? Результаты представлены на диаграмме 2 (рис. 2).

Рисунок 2. Диаграмма результатов опросов

Как видим, большая часть респондентов (53,95 %) заинтересована в получении информации о профессиях и о том, как правильно её выбрать. Лишь 23,68 % опрошенных подростков утверждает, что им это информация не нужна, 21,71 % опрошенных не уверена, что в данный момент им это нужно. Общее количество респондентов, содержащихся в последних двух группах – 45,39 %.

В предыдущем вопросе, 12,5 % респондентов заявило, что с будущей профессией ещё не определились, а 36,84 % ответило, что профессия уже выбрана, что в общей сложности составляет 49,34 %. То есть, два показателя первого вопроса соотносятся с двумя показателями второго вопроса (49,34 % и 45,39 % соответственно) с небольшой числовой разницей, что позволяет предположить, что указанные показатели друг с другом коррелируют.

Ответы, полученные на второй вопрос, также позволяют сделать выводы о том, что для подростков старшей возрастной группы профориентационная работа актуальна и о том, что имеются соответствующие этому мотивации и потребности.

На основании анализа полученных ответов можно сделать выводы:

– осуществление профориентационной работы является актуальной для указанной группы учащихся;

– имеется мотивация на профессиональное самоопределение и соответствующие ей потребности.

Соотношение количества респондентов, для которых профориентационная работа актуальна и количества респондентов, которые уже определились с выбором профессии, говорит о том, что соответствующие мотивации и потребности должным образом не удовлетворяются, хотя в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [12] сказано, что учащийся должен ориентироваться в мире профессий, а общеобразовательное учреждение обязано создать для этого все возможные условия.

Таким образом, в профориентационной работе мы выявили проблему, то есть «разрыв» между тем, что должно быть и тем, что имеется на самом деле. То есть, второй вопрос, также как и первый, указывает на необходимость пересмотреть подход к профориентационной работе учреждения.

Разумеется, что в ходе опроса, потребность учащихся во включении в профориентационную работу может быть и не выявлена. Такой результат будет являться указанием на то, что соответствующие потребности и мотивы педагогам нужно формировать.

Следующие два вопроса ориентированы на выявление отличий между тем, какие формы работы предпочтительны для учащихся и тем, какие формы им фактически предлагаются.

1. Какие формы работы были бы тебе интересны во время занятий по профориентации?

2. Когда с твоим классом говорили о профессиях или о выборе профессии, какие формы работы использовались?

Результаты представлены на диаграмме 3 (рис. 3, ответы на вопрос № 3 обозначен как «желаемое», а на вопрос № 4 как «фактическое»).

Рисунок 3. Диаграмма результатов

Как видим, по большинству сравниваемых ответов (кроме вопросов об интернет-ресурсах) имеется существенное несоответствие между тем, что хотелось бы подросткам видеть и получать и тем, что есть на самом деле. То есть, учащимся предлагаются такие формы работы, которые не соответствуют их интересам и потребностям. Это вступает в противоречие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [12], который говорит о том, что учащиеся являются субъектами образовательного процесса, и что в процессе получения образования нужно учитываться их интересы и потребности и что дети должны активно и заинтересованно познавать окружающий мир, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, а школе вменена в обязанность создания условий для перечисленного.

Можно предположить, что выявленное несоответствие коррелирует с проблемами, выявленными в ходе анализа ответов, предоставленных учащимися на вопросы № 1 и № 2.

Следующая пара вопросов, так же, как и два предыдущих, направлена на то, чтобы определить, как соотносятся интересы и потребности подростков и их удовлетворение в стенах образовательного учреждения. Если вопросы 3 и 4 ориентированы на формы, используемые в процессе реализации инвариантного модуля Программы воспитания «Профориентация», то вопросы 5 и 6 на особенности пространственно-предметного компонента образовательного пространства в контексте профориентационной работы.

1. Чтобы тебе хотелось бы УВИДЕТЬ в школе для получения информации о профессиях и/или способах их выбора?

2. В твоей школе для информирования о профессиях и/или способах их получения имеются...

Результаты представлены на диаграмме 4 (рис. 4, ответы на вопрос № 5 обозначен как «желаемое», а на вопрос № 6 как «фактическое»).

Рисунок 4. Диаграмма результатов

Как видим, и в этом случае имеется существенный разрыв между желаемым и действительным. Особенно это касается таких аспектов профинформирования и профагитации, как использование информационных стендов, открытой демонстрации видеороликов, выставок. Кроме того, ответ 58,55 % респондентов о том, что из перечисленного не используется ничего, свидетельствует о недостаточном использовании возможностей пространственно-предметного компонента образовательного пространства.

На основании этого можно сделать вывод, аналогичный тому, который сделали, проанализировав ответы на предыдущие два вопроса, подчеркнув при этом, что результаты анализа ответов на вопросы № 3 – № 6 свидетельствуют об имеющихся у обучающихся ожиданиях, интересах и потребностях, заметно превосходящих степень их удовлетворения со стороны образовательных учреждений: результаты говорят о необходимости учитывать в работе личностные особенности, мотивы и потребности учащихся.

В целом, результаты анкетирования позволяют утверждать, что, по состоянию на конец 2022-2023 учебного года психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения должным образом не обеспечивается.

Таким образом, мы, апробируя анкету, смогли не только показать, как она работает, но выявить имеющиеся в образовательных учреждениях проблемы, обозначить направления работы по их решению и доказать практическую значимость проведения системной профориентационной работы.

Как было сказано выше, с 1 сентября 2023-2024 учебного года в образовательные учреждения был введён профминимум. В связи с этим, будет целесообразно провести анкетирование повторно с целью определения того, насколько эффективной была осуществлённая работа.

Предлагаемая анкета удобна также тем, что её можно модифицировать для диагностики какого-либо отдельного элемента профориентационной модели, используемой в учреждении.  Например, для диагностики профориентационного компонента какого-либо предмета.

Список литературы

  1. Зарубин, А. Л. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения»: анализ сущности и трактовки понятия / А. Л. Зарубин – Текст : электронный. // Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук – 2023: материалы конференции / под ред. К. Г. Эрдынеевой, Н. В. Асадчей, О. А. Лихаревой. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2023. – с. 14-19. – URL : https://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-publications/ (дата обращения : 15.12.2023).
  2. Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии: Учеб. пособие для вузов. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, H. O. Садовникова – Текст : непосредственный. – М. : Высш. шк., 2005. – 159 с.
  3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е. А. Климов – Текст : непосредственный. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 304с.
  4. Концепция профильного обучения. Приказ Министерства образования российской Федерации от 18.07.2002 № 2783. – URL : https://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения : 25.11.2023). – Текст : электронный.
  5. Мащенко, М. В. Организация мониторинга результатов профориентационной работы в школе / М. В. Мащенко, Е. А. Кокшарова, Е. В. Вязова – Текст : электронный. // Электронный журнал «наука и перспективы», 2022. – № 1. – URL : chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://elibrary.ru/
    download/elibrary_49993983_72106759.pdf (дата обращения : 17.12.2023).
  6. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для ВУЗов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. – Текст : непосредственный. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 363 с.
  7. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». – URL : https://base.garant.ru/136694/ (дата обращения : 01.12.2023). – Текст : электронный.
  8. Приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования». – URL : https://docs.edu.gov.ru/document/53d3c69503ab48125815993c075256b0/ (дата обращения : 01.12.2023). – Текст : электронный.
  9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 6/22 от 15.09.2022. – URL : https://edsoo.ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm (дата обращения : 13.03.2023). – Текст : электронный.
  10. Пряжников, Н. С. Профориентология: учебник и практикум для ВУЗов / Н. С. Пряжников – Текст : непосредственный. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 405 с.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». – Текст : непосредственный.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) в ред. от 11.12.2022. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата обращения 15.12.2023). – Текст : электронный.
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 17.02.2023 г. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14017/ (дата обращения : 15.12.2023). – Текст : электронный.

                                                

© Зарубин А. Л., 2024

PDF