ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Раздел: Социокультурное самоопределение личности

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Семиколенов Максим Владимирович

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.83

М. В. Семиколенов

M. V. Semikolenov

Семиколенов Максим Владимирович, к. и. н., доцент, Филиал ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева в гНовокузнецке», г. Новокузнецк, Россия.

Semikolenov Maxim Vladimirovich, candidate of Historical Sciences, associate Professor, Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev in Novokuznetsk», Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

FORMATION OF CIVIL AND CULTURAL IDENTITY OF STUDENTS IN SOCIAL STUDIES LESSONS

 

Аннотация. В статье автором поднимается проблема формирования политической и правовой культуры обучающихся, гражданской позиции, осознанию себя частью государства. Предлагаются формы организации работы направленные на формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся на уроках обществознания. Обращается внимание на необходимость проведения межпредметных связей обществознания и истории как взаимосвязанных и важных предметов направленных на решение проблем, обозначенных в данной статье.

Annotation. In the article, the author raises the problem of forming the political and legal culture of students, their civic position, and awareness of themselves as part of the state. The forms of organization of work aimed at the formation of civil and cultural identity of students in social studies lessons are proposed. Attention is drawn to the need for interdisciplinary links between social studies and history as interrelated and important subjects aimed at solving the problems identified in this article.

Ключевые слова: государство, личность, политическая и правовая культура, преподаватель, образование.

Keywords: state, personality, political and legal culture, teacher, education.

 

Необходимость создания условий для формирования гармонично развитой личности, гражданской активности, политической культуры, общероссийской гражданской идентичности определяется ФГОС нового поколения, «Концепцией преподавания обществознания», «Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации». На уроках обществознания формируется представление о государственном устройстве России, правах и свободах человека, о нравственных основах, традициях народов России передаваемых из поколения в поколение [1, с. 257]. Безразличие к государственным символам, государственным праздникам, дефицит чувства национального самоуважения, преобладание критических оценок в настоящем и будущем свой страны являются факторами, говорящими о кризисе гражданской идентичности в современном обществе и необходимости изменять существующее положение вещей повышая политическую и правовую культуру молодого поколения, подчеркивать необходимость сохранения исторической памяти.

Термин «гражданская идентичность» определяется как ощущение индивидом себя как части общности, что влечет за собой проявления гражданской активности в деятельности гражданского общества [2]. Гражданское общество должно состоять из инициативных, активных, свободно мыслящих индивидов, что осознают свою принадлежность к обществу и имеют определенную степень ответственности по отношению к вопросам его благоприятного существования.

Формирование гармонично развитой личности и гражданской активности у подрастающего поколения происходит на уроках обществознания. Огромная роль отводится учителю обществознания. Использование активных методов обучения позволяет способствовать формированию гражданской позиции молодого поколения [3, с. 49].

Формирование гражданской позиции на уроках обществознания является необходимым и актуальным вызовом в условиях современных политических реалий. Сегодня необходимо формировать личность способную к саморазвитию, с активной жизненной позицией, которая выражается не в равнодушии к происходящим событиям в стране, сопричастным к ним, способной принимать решения направленные на благо государства. «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя – спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны», эти слова отражают необходимость формирования личности способной нести ответственность за свои действия, трудиться на благо своей страны. Важно в преподавании обществознания преподавателем сориентировать молодое поколение на участие в политической жизни страны через вступление в Молодежный парламент Кузбасса, на интерес к происходящим событиям в области внешней и внутренней политики, подчеркивая особый путь развития России, сформированный в концепции евразийства П. Н. Савицким.

Формирование гражданской позиции не возможно без обращения к нормативно-правовым актам, действующим в Российской Федерации. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Изучая историю принятия Конституции Российской Федерации необходимо сосредоточить внимание на проекте государственного устройства М. М. Сперанского подчеркивая, что он явился предтечей к формированию современного правового государства. Историю принятия Конституции Российской Федерации обучающиеся могут изучить посредством создания мультимедийной презентации, буклета, научной статьи под руководством преподавателя.

Принцип разделения властей и верховенство закона являются необходимым условием существования правового государства, без которого невозможно развитое гражданское общество. Необходимо организовать работу обучающихся с главой I «Основы конституционного строя» обращая внимание на статью первую, в которой закреплен демократический и правовой характер существующего государства, с республиканской формой правления основанной на выборе представителей в органы государственной власти народом.

Демократия означает власть народа, которую он осуществляет через формы как прямой, так и представительной демократии. Важно обратить внимание обучающихся на эти формы подчеркивая, что от их выбора зависит будущее страны, в которой они живут.

Позиция абсентеизма характерная для российского общества нуждается в изменении, и решить ее можно только формируя интерес к политической жизни страны у обучающихся предлагая им обратить внимание на решения принимаемые политическими партиями, существующими в современной России.

Обратить внимание на политические партии, представляющие наши интересы возможно через форму политических дебатов, реализующихся автором статьи в педагогической деятельности. Представляя ту или иную политическую партию обучающиеся изучают предварительно политическую программу и защищают ее. Оценивает обучающихся компетентное жюри, сформированное из представителей администрации и городского совета народных депутатов. После проводится голосование электоратом, сформированного из преподавателей и обучающихся образовательной организации. Политический и идеологический плюрализм закреплен в Конституции Российской Федерации.

Важно обратить внимание, на государственное устройство страны, работая с материалами Конституции систематически на уроках обществознания. Важно сформировать знания обучающихся о полномочиях Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Конституционном и Верховном суде.

Права и свободы гражданина Российской Федерации закреплены в главе II Конституции Российской Федерации. Работая с ними можно предложить следующие формы организации деятельности обучающихся: составить схему, таблицу, создать презентацию, в которых будет отражена данная тематика. Разделив все права и свободы человека и гражданина 4 группы: гражданские (личные), социально-экономические, политические и культурные обучающимся предлагается на основе работы с Конституцией РФ выписать статьи, относящиеся к той или иной группе прав. Необходимо обратить внимание обучающихся на обязанности граждан государства, подчеркнув обязательный характер получения основного общего образования.

Без получения образования не возможно формирование гармонично развитой личности успешно проходящей процесс социализации в современном обществе.

Правовое воспитание необходимо осуществлять через работу с гражданским, семейным, трудовым, уголовным кодексом Российской Федерации. Изучение отраслей права позволит обучающимся ориентироваться в современном правовом государстве понимая, за что отвечает каждая из них и почему важно соблюдать законы, действующие в государстве. Формировать правовую культуру необходимо через постоянную работу с нормативно-правовыми документами на уроках обществознания, проведение круглых столов, семинаров, деловых игр повышает самостоятельность обучающихся и познавательную активность обучающихся. Метод проектов, реализуемый при получении основного общего образования обучающимися 9-х классов позволяет реализовать поставленные цели при формировании гражданской и культурной идентичности, предлагая темы проектов связанных с государственным устройством страны, правами и свободами человека и гражданина, правовыми вопросами, правовым государством и гражданским обществом и другие вопросы способствующие решению поставленных проблем в образовательном процессе через уроки обществознания.

Рассматривая вопросы на уроках обществознания связанных с государственным и правовым устройством невозможно без обращения к истории своей страны. Преподаватель обществознания постоянно должен проводить межпредметные связи с историей, так как без этого невозможно сформировать гражданскую и культурную идентичность.

Таким образом, реализуя федеральный государственный образовательный стандарт, концепцию патриотического воспитания, концепцию преподавания обществознания преподавателю обществознания необходимо обращаться к различным формам организации образовательного процесса, предложенным автором, в данной статье позволяющим решить проблемы с гражданским и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Никонова, А. В. Развитие гражданской позиции учащихся общеобразовательных учреждений в процессе изучения обществознания / А. В. Никонова. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 10. – С. 257-260.
  2. Сабитова, В. Л. Формирование гражданской идентичности на уроке обществознания / В. Л. Сабитова. – URL : https://files.scienceforum.ru/pdf/2020/
    5e3ac3f93d591.pdf (дата обращения : 08.01.2024). – Текст: электронный.
  3. Савельева, А. А. Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания / А. А. Савельева, Л. И. Николаева. – Текст: непосредственный // Юный ученый. – 2018. – № 3 (17). – С. 49-50.

                                                

© Семиколенов М. В., 2024

PDF