СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕЁ НАЗВАНИЮ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Гринберг Екатерина Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37

Е. В. Гринберг

E. V. Grinberg

Гринберг Екатерина Владимировна, педагог доп. образования, МБОУДО Станция юных натуралистов, г. Долинск; методист, ГАУ Региональный ресурсный центр дополнительного образования и воспитания, г. Южно-Сахалинск, Россия.

Grinberg Ekaterina Vladimirovna, additional education teacher, MBOUDO Station of Young Naturalists, Dolinsk; methodologist, GAU Regional Resource Center for Additional Education and Upbringing, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕЁ НАЗВАНИЮ

DRAFTING A PLAN, FORMULATING THE GOALS AND OBJECTIVES OF A RESEARCH WORK ACCORDING TO ITS TITLE

 

Аннотация. В статье доступно и просто, на основании многолетнего опыта руководства курсовыми и выпускными работами в системе среднего специального и высшего образования, описано и объяснено как педагогам дополнительного образования, опираясь на название исследовательской работы, грамотно составить её план (содержание), определиться с целью и задачами.

Annotation. The article, in an accessible and simple manner, based on many years of experience in managing coursework and graduation papers in the system of secondary specialized and higher education, describes and explains how teachers of additional education, based on the title of the research work, can competently draw up a plan (content), determine its purpose and objectives.

Ключевые слова: исследование, дополнительное образование, обучающиеся, цель, задачи.

Keywords: research, additional education, students, goal, objectives.

 

Одной из ключевых проблем дополнительного образования считается кадровый «голод» – нехватка квалифицированных специалистов [3]. Среди педагогов дополнительного образования практически нет тех, кто обладает квалификацией «Исследователь», поэтому при выполнении исследовательских работ и проектов, они испытывают сильные затруднения с тем, как оформлять подобные работы: составить план, чем он отличается от задач, в чем разница между предметом и объектом исследования и многие другие вопросы. В результате, интереснейшие, полезные и нужные исследования недооценивают из-за неграмотного и неверного оформления или они вовсе остаются в виде первичного, неоформленного материала (фото, записи, дневники).

Здесь, мы покажем, как опираясь на слова и словосочетания из названия исследовательской работы, сформулировать цель и задачи для её достижения, а затем, на основании задач, построить содержание работы, т. е. план (последовательность) изложения всех материалов, полученных в ходе исследования.

Название статьи четко указывает на то, что план или, по сути, содержание изложения исследовательской работы логично вытекает из её названия. Таким образом, чем точнее и грамотнее будет сформулировано название работы – тем проще поставить задачи для достижения цели исследования и определиться с последовательностью изложения материала в текстовой части работы (с Содержанием). Среди преподавателей ВУЗов бытует мнение, что грамотно сформулированное название любой работы обучающегося (контрольная, исследовательская, курсовая, выпускная и др.) – это уже половина успеха.

Итак, начиная «собирать» исследовательскую работу, прежде всего, опираясь на ключевые слова в её названии, составляют план работы («скелет»), выделяют и группируют основные разделы (что составит обзор литературных источников, а что следует включить в практическую часть), формулируют цель и задачи. Четко сформулированные задачи, по своей сути – это основа Содержания работы (без обязательных для всех работ Введения, Заключения и Списка цитируемых источников).

В названии разделов и подразделов можно и нужно использовать слова или словосочетания из названия работы. Помимо указанных слов и словосочетаний в Содержании работы должна присутствовать дополнительная информация, которая позволит раскрыть тему полностью [1].

В качестве примера составления плана, Содержания и задач исследовательской работы по ее названию разберем одну из тем для исследовательских работ летнего периода, предложенную в методическом пособии по организации исследовательской деятельности обучающихся – «38. Сахалинский таймень как потенциальный ресурс рыболовного экотуризма» [2].

Исходя из необходимости отразить в содержании работы все слова или словосочетания из названия, выделяем их в порядке значимости и располагаем, для удобства восприятия, друг под другом. Дополнительно рекомендуем выделить их заливкой разного цвета, если работаете на компьютере или другими способами (маркер, штриховка, подчеркивание/зачеркивание), если готовитесь на бумаге.

Сахалинский таймень как потенциальный ресурс рыболовного экотуризма

 

САХАЛИНСКИЙ ТАЙМЕНЬ

ЭКОТУРИЗМ

РЫБОЛОВСТВО

РЕСУРС (ОБЪЕКТ)

При подготовке к оформлению и защите исследовательской работы тема должна быть в принципе сформулирована, корректировка возможна в процессе написания текста или обработки данных, но только в части замены отдельных слов или их перестановки.

В данном примере, уже в процессе исследования (в том числе и для того, чтобы сформулировать актуальность работы) необходимо выяснить:

  • биологию и экологию сахалинского тайменя, его статус и причины попадания в Красную книгу;
  • значение терминов туризм, экология, экологический, экотуризм и знать специфику этих направлений в Сахалино-Курильском регионе;
  • все о рыболовстве как одной из составляющих рыбной промышленности и о формах рыболовства применительно к внутренним водоемам (водотокам) и экотуризму – спортивное и любительское;
  • специфику новой формы аквакультуры, подходящей к экотуризму – рекреационного рыбоводства;
  • термины «ресурс» (в значении объект), «потенциал», «потенциальный».

Актуальность работы формулируют во Введении к ней: либо начинают со слова «Актуальность», либо формулируют ее перед тем, как написать цель работы. Часто используют следующие готовые формы: «Исходя из актуальности темы, была сформулирована цель работы ….».

Формулируем цель. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, раскрытию которой она посвящена. Чтобы сформулировать цель, необходимо ответить на вопрос: «Что вы хотите создать в итоге проведенного исследования?». Проще говоря, спросите себя, зачем проводили тот или иной эксперимент, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Поэтому цель, за редким исключением, всегда одна, конечна и решаема.

Формулировка цели любой исследовательской работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, установить, оценить, сформировать, обосновать, проверить, определить, обобщить, разработать и т. п. Нежелательно (неграмотно) начинать цель или задачи со слов: изучить, ознакомиться, познакомиться, рассмотреть, исследовать, описать, узнать. Иногда первым словом для цели может служить существительное: расследование, определение, демонстрация, выяснение…

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования. Для того чтобы сформулировать цель работы необходимо выбрать нужный глагол (или существительное) и добавить к нему бо́льшую часть названия работы (касающуюся объекта исследования). В итоге получится грамотная, четкая и решаемая цель.

Варианты формулировки цели для темы, представленной выше:

  • выяснить может ли сахалинский таймень стать потенциальным объектом рыболовного экотуризма.
  • дать оценку сахалинскому тайменю как потенциальному ресурсу рыболовного экотуризма.
  • определить роль сахалинского тайменя в системе рыболовного экотуризма.

После того как выбрали вариант цели работы – формируем задачи. А после, на их основе, содержание и план работы.

Во Введении, после цели работы, вставляем стандартную формулировку «для достижения цели работы были поставлены и решены следующие задачи:» или похожую и перечисляем задачи. Задачи нумеруют арабскими цифрами, не следует ставить вместо них различные маркеры [4]. Количество задач в типичной исследовательской работе может быть в пределах 3-5, как правило, четырех задач вполне достаточно. Начинать задачи следует с глаголов, которые заканчиваются на -ть или на -ли – с этим следует определиться, когда читаете правила оформления работ на конкретный конкурс или конференцию.

Для примера темы (и цели) выше, задачи могут быть следующими.

1. Выяснили биологию и экологию сахалинского тайменя, его статус;

2. Изучили понятие экотуризм, его наполнение и специфику в Сахалинской области;

3. Определили формы рыболовства и рекреационного рыбоводства, их особенности;

4. Оценили роль сахалинского тайменя в развитии экотуризма в Сахалинской области, ресурс (объект).

Все сформулированные задачи – это будущий «скелет» работы. В этом примере первые три задачи составят (в Содержании работы) так называемый «литературный обзор» или «обзор литературных источников», а четвертая задача – это практическая часть исследования.

Далее, в табличной форме (табл. 1) покажем, как на основе задач, поставленных для достижения цели исследования, составить Содержание работы.

Таблица 1

Пример формирования Содержания исследовательской работы на основе задач, поставленных для достижения цели исследования

Задачи

Содержание

Введение

1. Выяснили биологию и экологию сахалинского тайменя, его статус

1 Биология и экология сахалинского тайменя

1.1 Сахалинский таймень в Красной книге

2. Изучили понятие экотуризм, его наполнение и специфику в Сахалинской области

2 Экотуризм – суть и специфика в Сахалинской области

2.1 Направления экотуризма на о. Сахалин и Курильских островах

2.2 Примеры рыболовного экотуризма

3. Определили формы рыболовства и рекреационного рыбоводства, их особенности

3 Формы рыболовства и рыбоводства в Сахалинской области

3.1 Спортивное и любительское рыболовство

3.2 Пастбищное рыбоводство

3.3 Искусственное воспроизводство

3.4 Рекреационное рыбоводство

4. Оценили роль сахалинского тайменя в развитии экотуризма в Сахалинской области. ресурс (объект)

4 Перспектива/возможности использования сахалинского тайменя в развитии экотуризма и искусственного воспроизводства в Сахалинской области

Заключение

Список цитируемых источников

Приложение А

Таким образом, педагогам дополнительного образования при подготовке и проведении исследовательских работ не стоит опасаться её бумажного варианта – достаточно вдумчиво отнестись к названию работы, определиться со значением каждого слова или словосочетания и грамотно все описать.

Список литературы

  1. Гринберг, Е. В. Методические рекомендации для написания выпускных квалификационных работ по их названию (направление подготовки 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура») / Гринберг Е. В., Литвиненко А. В. – Текст непосредственный. // ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА 2020 : сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса (17 декабря 2020 г.). В 6-ти частях. Часть 4. – Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. – 305 с. : ил. – Коллектив авторов. – С. 134-146. – DOI 10.46916/12012021-1-978-5-00174-094-0.
  2. Организация исследовательской деятельности учащихся: методическое пособие / Под общ. ред. доцента, к.б.н. О. Ж. Цырендоржиевой. – Южно-Сахалинск : ИМГиГ ДВО РАН, 2019. – 88 с. – Текст непосредственный.
  3. Мельникова, Г. Т. Дополнительное образование детей: актуальные проблемы и пути решения / Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) / Г. Т. Мельникова. – Текст электронный. // Мир педагогики и психологии. – № 5 (5) декабрь, 2016. – URL : https://scipress.ru/pedagogy/articles/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-aktualnye-problemy-i-puti-resheniya.html (дата обращения : 10.01.24)
  4. Правила оформления научной статьи по ГОСТ – URL : https://nvjournal.ru/blog/article/pravila-oformleniya-nauchnoj-stati-po-gost/ (дата обращения : 26.12.23). – Текст электронный.

                                                

© Гринберг Е. В., 2024

PDF