СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Дмитриева Екатерина Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 371.278

Е. В. Дмитриева

E. V. Dmitrieva

Дмитриева Екатерина Викторовна, учитель биологии, ГБОУ школа № 351; педагог доп. образования, ГБУ ДО ДД(Ю)Т, г. Санкт-Петербург, Россия.

Dmitrieva Ekaterina Viktorovna, biology teacher, School No. 351; additional education teacher, Palace of Children's Creativity, St. Petersburg, Russia.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

MODERN APPROACHES IN ORGANIZING ENVIRONMENTAL COMPETITIONS FOR SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. В данной статье рассматривается значение и характеристики экологических конкурсов, приводятся примеры современных конкурсных мероприятий в этой сфере и оценивается их воспитательный потенциал. Также рассматриваются традиции и инновационные подходы в организации экологических конкурсов для учащихся.

Annotation. In this article, the significance and characteristics of environmental competitions created by modern competitive events in this area, their educational potential is assessed. Also consider traditions and innovative approaches when organizing environmental competitions for students.

Ключевые слова: экологические конкурсы, одаренность, конкурсное движение, экологическая культура.

Keywords: environmental competitions, talent, competitive movement, environmental culture.

 

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется формированию всесторонне развитой личности учащихся и развитию их творческих способностей. Один из способов достижения этой цели - организация конкурсного движения. Участие в конкурсах подразумевает серьезное, но интересное испытание, которое становится новым этапом на пути каждого участника к победам. Экологические конкурсы являются важным инструментом вовлечения молодежи в охрану окружающей среды и формирования их экологической грамотности [1].

Традиционно такие конкурсы проводятся с целью проверки знаний и навыков учащихся в области экологии. Однако, современные тенденции требуют новых подходов к организации таких мероприятий. Инновационные практики включают в себя использование новых форматов конкурсов, таких как онлайн-соревнования и виртуальные экскурсии, а также активное использование технологий, таких как мобильные приложения и интерактивные платформы. Кроме того, инновационные подходы позволяют учащимся принимать активное участие в разработке и реализации экологических проектов, что способствует развитию их творческого и предпринимательского мышления. Проведение конкурсов в образовательных организациях позволяет выявить талантливых детей и развить их одаренность, стимулирует развитие индивидуальных способностей, формирует адекватную самооценку и чувство коллективизма.

Согласно латинскому происхождению слова, конкурс – это соревнование, призванное выделить лучших участников и работы [3]. Конкурсы могут быть разделены по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по составу жюри (профессиональные и конкурсы, оцениваемые общественностью), а также по системе оценивания, которая может предусматривать одного или нескольких победителей [2].

Одним из первых конкурсов в современной истории экологического образования в России стала Всероссийская олимпиада школьников по экологии, которая была включена в Перечень Всероссийских олимпиад в 1994 году. Участники олимпиады, применяя свои знания по экологии на практике, развивают свои исследовательские навыки, наблюдательность и повышают свою познавательную и творческую активность.

В последние 20 лет в современном образовании произошли значительные изменения в связи с распространением экологии. Наряду с Всероссийской олимпиадой, начали активно развиваться и другие виды конкурсов. Благодаря широкому содержанию экологии, включающему знания по химии, физике, физиологии растений и животных, общей биологии и географии, участие в экологических конкурсах позволяет развить навыки, необходимые для устойчивого развития. Разнообразие форм экологических конкурсов способствуют всестороннему развитию личности. К ним относятся игры по станциям, викторины, турниры с несколькими этапами краткосрочных состязаний. На смену традиционным конкурсам пришли современные виды соревнований, такие как марафон, фестиваль-конкурс, диктант, хакатон. Марафон состоит из нескольких этапов, проводимых последовательно с начислением баллов. Некоторые известные экологические марафоны включают в себя «Марафон друзей заповедных островов» и «Московский Технологический марафон». За последние десять лет диктант стал очень популярным конкурсом. Каждый год проводятся всероссийские диктанты по различным темам, включая этнографию и географию. С 2019 года также проводится ежегодный экологический диктант, целью которого является распространение экологических знаний, повышение экологической грамотности и формирование экологической культуры среди населения. Мероприятие проходит как в онлайн-формате, так и на различных офлайн-площадках.

В последнее время наблюдается все большая популярность конкурсов, которые проводятся в онлайн-формате. Это могут быть творческие конкурсы, онлайн-олимпиады, веб-квесты, онлайн-марафоны, заочные конкурсы исследовательских работ. Участие в таких конкурсах позволяет привлечь больше участников и показать свои интеллектуальные и творческие навыки талантливым детям из разных регионов.

Огромный вклад в развитие конкурсного движения и экологического просвещения вносят различные организации и учреждения, такие как особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки и СМИ. Например, «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» ежегодно проводит конкурсы, которые способствуют развитию бережного отношения к природе среди молодежи. Автономная некоммерческая экологическая организация «Друзья Балтики» активно участвует в организации Регионального конкурса «Энергия и среда обитания» в рамках национального проекта ШПИРЕ (Школьный проект по использованию ресурсов и энергии).

Организацией ключевых всероссийских конкурсов для школьников в области естественных наук занимается Федеральный детский эколого-биологический центр. Этот центр имеет статус Федерального ресурсного центра по развитию естественнонаучной направленности. Среди таких конкурсов можно выделить Всероссийский конкурс юных исследований окружающей среды «Открытия 2030» и Всероссийский конкурс «Юннат», который посвящен сельскому хозяйству.

Детское конкурсное экологическое движение предоставляет широкие возможности для самореализации учащихся в области экологической деятельности, которая имеет социальную значимость. Оно позволяет реализовывать собственные экологические идеи и вдохновляет на творчество, профессиональное развитие и расширение экологической культуры.

Список литературы

  1. Андреева, Н. Д. История становления и развития методики преподавания биологии в России / Н. В. Малиновская, В. П. Соломин. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 172 с. – Текст непосредственный.
  2. Афанасьев, С. Методика организации конкурсов / С. Афанасьев – Текст непосредственный. // Воспитание школьников. – № 3. – М., 2001. – С. 18-24.
  3. Ксенофонтова, А. Н. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности / А. Н. Ксенофонтова, Е. П. Табакова. – Текст непосредственный. // Вестник ОГУ. – 2006. – № 10. – Часть 1. – С. 88-94.

                                                

© Дмитриева Е. В., 2024

PDF