ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Ратегова Жанна Батыргалиевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.1

Ж. Б. Ратегова

Z. B. Rategova

Ратегова Жанна Батыргалиевна, аспирант, кафедра педагогики, Институт ФКСиЗ им. И. С. Ярыгина ФГБОУ ВО «КГПУ им. В. П. Астафьева», г. Красноярск, Россия.

Rategova Zhanna Batyrgalievna, postgraduate student, Department of Pedagogy, Institute of Physical Culture, Sports and Health named after I.S. Yarygin Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

EFFECTIVENESS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN PREPARING TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES AT UNIVERSITY

 

Аннотация. Процесс реализации дополнительного профессионального образования в подготовке преподавателя к воспитательной деятельности рассматривается в статье как система педагогических воздействий и ресурсно-технологического обеспечения, эффективность реализации которой возможно в условиях комплексного и целостного внедрения личностно- и практико-ориентированного обучения, а также стимулирования и обогащения способности обучающихся к саморефлексии.

Annotation. The process of implementing additional professional education in preparing a teacher for educational activities is considered in the article as a system of pedagogical influences and resource and technological support, the effectiveness of which is possible in the conditions of a comprehensive and holistic implementation of personality- and practice-oriented training, as well as stimulation and enrichment of students’ ability to self-reflection.

Ключевые слова: преподаватель вуза, дополнительное профессиональное образование, воспитательная деятельность, андрагогический подход, деятельностный подход, компетентностный подход.

Keywords: university teacher, additional professional education, educational activities, andragogical approach, activity approach, competency-based approach.

 

В условиях модернизации системы образования происходит переосмысление содержания воспитательной деятельности преподавателя вуза. Во-первых, ориентирование высшей школы на гуманизацию и демократизацию системы образования влечет необходимость перестройки и переосмысления содержательной основы воспитательной деятельности в подготовке будущего специалиста. Во-вторых, социально-экономическая и социально-культурная трансформация общества накладывает отпечаток на изменение мировоззрения и ценностных ориентиров молодого поколения. В-третьих, динамика развития образовательных технологий и ресурсов вносит новые коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса в вузе. В совокупности перечисленные факторы актуализируют проблему подготовки преподавателя к воспитательной деятельности в вузе в меняющихся условиях профессиональной деятельности высшей школы. Цель статьи – проанализировать процесс дополнительного профессионального образования в подготовке преподавателя к воспитательной деятельности в вузе в контексте андрагогического, деятельностного и компетентностного подходов, что позволит определить основные характеристики реализации изучаемого процесса.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» и «осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ» [6]. В научно-педагогических трудах понятие «дополнительное профессиональное образование» трактуется как «ключевой элемент системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающий эффективное и своевременное удовлетворение системой образования потребностей и запросов, возникающих на современном рынке труда» [3]. Этому способствуют природные и благоприобретенные способности личности и профессиональные умения [2].

В зарубежной и отечественной научной литературе андрагогический подход рассматривается как наиболее эффективный к организации образования взрослых людей (М. Ш. Ноулз, В. М. Полонский, Д. Д. Биллингтон, Л. Блонди, Г. Толутиене, С. А. Филин, О. В. Гордина, Г. А. и В. Н. Витольник, О. А. Суйкова, Ю. А. Соловьева, Е. А. Нагрелли и др.).

В контексте принципов андрогогики, при организации процесса дополнительного профессионального образования надо учитывать возрастные характеристики обучающихся, их способность к восприятию новой информации с учетом профессионального и жизненного опыта, к проектированию профессиональной деятельности с учетом внутренних ценностей и мотивов при дефиците свободного времени. Г. А. и В. Н. Витольник определили основные андрагогические требования к реализации обучения взрослых, суть которых заключается в использовании технологий и ресурсных обеспечений [1], направленных на «саморазвитие, экзистенциальную самореализацию, духовно-нравственную ориентацию личности, потребности в интегративном освоении мира» [5]. Это информационные технологии, обеспечивающие организацию персонифицированного обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса, это дистанционные образовательные технологии позволяющие осуществлять самостоятельную работу и проявлять познавательную активность. Неформальные и активные методы обучения являются наиболее эффективными по временным затратам и объему полученных знаний и навыков. Данные технологии и ресурсное обеспечение определяют личностно-ориентированный характер обучения взрослых.

Деятельностный подход определяет практико-ориентированность процесса дополнительного профессионального обучения. В данном случае, это воспитательная деятельность, которая рассматривается нами как целенаправленная системно-упорядоченная деятельность профессионально-подготовленных преподавателей по управлению процессом воспитания в единстве с обучающей деятельностью (Я. А. Коменский, А. С. Макаренко А. М. Новиков, Э. Ф. Зеер, Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, В. А. Адольф, А. С. Смородинова, Т. Н. Бочкарева, Т. А. Баранова В. В. Дягилева, М. И. Рожков, Г. М. Гура и др.). Готовность преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности (некоторые ученые рассматривают данное понятие в контексте подготовленности) мы рассматриваем «как интегративное состояние личности, проявляющаяся в активном применении организаторских, развивающих, гностических, перцептивных, рефлексивных умений, необходимых для реализации воспитательной деятельности в вузе, а также в склонности развивать их и совершенствовать» [4]. Соответственно, подготовка преподавателя к воспитательной деятельности в вузе предполагает формирование и развитие перечисленных умений в ходе обучения.

Модульный подход в образовании позволит выстроить преподавателям индивидуальную познавательную стратегию с учетом своих интересов, уровня квалификации, режима обучения и т.п. (С. Г. Вершловский Л. Ф. Салихова, Н. С. Бугрова и др.). Задачный подход считается эффективным средством развития определенных профессиональных умений и рассматривается как система учебных задач (Г. А. Балл, Н. В. Иванова, Т. В. Першина, Е. С. Ситникова, О. Н. Бухов, Т. П. Гордиенко, А. В. Головко и др.).

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования в виде сформированности профессиональных и общекультурных компетенций, представляющих собой совокупность ключевых индивидуальных и профессиональных качеств личности (И. А. Зимняя, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, В. А. Адольф, И. В. Манукян, С. В. Малета, Д. С. Ермаков и др.). Данный подход, по мнению ученых, является методом моделирования целей и результатов образования как отражение его качества в виде системы признаков готовности личности к осуществлению той или иной деятельности. Это предполагает самооценку результатов обучения, а также саморефлексию результатов практической деятельности для дальнейшей ее корректировки. Система диагностики результатов обучения в ходе дополнительного профессионального обучения и система мониторинга воспитательной деятельности в вузе позволяют контролировать и управлять процессом не только реализации системы дополнительного профессионального образования, но и своевременно выявлять профессиональные дефициты и отклонения в ходе практической деятельности.

Проведенный анализ позволяет заключить, что комплексность и целостность внедрения личностно- и практико-ориентированного обучения, а также стимулирования и обогащения способностей обучающихся к саморефлексии будет способствовать эффективности реализации процесса дополнительного профессионального образования в подготовке преподавателя к воспитательной деятельности в вузе. Осуществление выявленных условий будет способствовать восполнению пробелов в умениях и знаниях преподавателя вуза по содержанию и реализации воспитательной деятельности, формированию и развитию самореализации и саморазвития, качественной подготовке в соответствии с требованиями к профессиональной работе.

Список литературы

  1. Витольник, Г. А. Современная андрагогика в обеспечении качественного процесса непрерывного образования взрослых обучающихся / Г. А. Витольник, В. Н. Витольник. – Текст : электронный. // Современное педагогическое образование, 2022. № 5. – С. 119-123.URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-andragogika-v-obespechenii-kachestvennogo-protsessa-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslyh-obuchayuschihsya (дата обращения : 14.01.2023).
  2. Каган, М. С. Философия культуры: учебное пособие для академического бакалавриата / МСКаган. – Текст : непосредственный. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 353 с.
  3. Качалов, В. В. Дополнительное профессиональное образование: понятие, особенности, виды / В. В. Качалов – Текст : электронный. // Вестник экономической безопасности, 2022. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-ponyatie-osobennosti-vidy (дата обращения : 01.02.2024).
  4. Ратегова, Ж. Б. Структура готовности преподавателя вуза к реализации воспитательной деятельности / Ж. Б. Ратегова – Текст : электронный. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2023. Т. 7. № 4. С. 416-424. URL : https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-4-416-424 (дата обращения : 01.02.2024).
  5. Суйкова, О. А. Андрагогические аспекты непрерывного образования / О. А. Суйкова – Текст : электронный. // Инновационное развитие профессионального образования, 2019. № 1 (21). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskie-aspekty-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения : 27.03.2023).
  6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // consultant/ru : система «Консультант Плюс» : [сайт]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 30.02.2024). – Текст : электронный.

                                                

© Ратегова Ж. Б., 2024

PDF