ЦЕНТР «ТОЧКА РОСТА» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Журнал: Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Авторы: Самсонникова Ирина Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 3 (90). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373.1

И. А. Самсонникова

I. A. Samsonnikova

Самсонникова Ирина Александровна, зам. директора по УВР, МОУ «Средняя школа посёлка Ярославка», г. Ярославль, Россия.

Samsonnikova Irina Aleksandrovna, Deputy Director for educational work, Municipal educational institution «Secondary school of the village of Yaroslavka», Yaroslavl, Russia.

 

ЦЕНТР «ТОЧКА РОСТА» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

CENTER «GROWTH POINT» AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION IN RURAL AREAS

 

Аннотация. Центр «Точка роста» становится важным инфраструктурным, материально-техническим и методическим ресурсом, запускающим процесс модернизации системы дополнительного образования в сельской местности. Он создаёт условия для повышения доступности и качества дополнительного образования для сельских школьников на основе современных технологий, интеграции основного и дополнительного образования, социального партнерства.

Annotation. The Growth Center becomes an important infrastructure, material, technical and methodological resource that launches the process of modernizing the system of additional education in rural areas. It creates conditions for improving the availability and quality of additional education for rural schoolchildren based on modern technologies, integrating basic and additional education, social partnerships.

Ключевые слова: дополнительное образование, сельская школа, современные технологии, модернизация.

Keywords: additional education, rural school, modern technologies, modernization.

 

Идти в ногу со временем и гармонично развиваться в динамичных условиях транзитивного общества педагогическому коллективу помогают многие национальные проекты, одним из которых является региональный проект «Современная школа». Школа поселка Ярославка в 2020 году одна из первых в Ярославском муниципальном районе успешно подключилась к этому значимому проекту. Члены первичной профсоюзной организации первые прошли курсы повышения квалификации «Гибкие компетенции проектной деятельности» и начали работу с новейшим оборудованием в Центре «Точка роста». Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданный в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа поселка Ярославка» ярославского муниципального района [1]. Основная задача его деятельности – создание условий для внедрения на разных уровнях образования школьников новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий в области цифровых, естественнонаучных, технических профилей. Прекрасные помещения, объединенные вместе единым брендовым стилем, замечательный ремонт, цветовое решение – всё это вызвало неожиданный эффект у педагогов, администрации и гостей школы.

Центр оснащён необходимым оборудованием: 3D-принтером, нетбуками, шахматными столами, тренажёрами-манекенами, микроскопами и другими новейшими атрибутами современного школьника. Проект «Точка роста» нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими школами в рамках реализации национального проекта «Образование», что даёт равный старт для всех его участников. Внедрение новых подходов в управлении образовательной деятельностью, видоизменение образовательных программ, ориентированных на модульный вектор, помогает раскрывать творческие и интеллектуальные способности ребят в разных направлениях: робототехника, фото- и видеоаппаратура, программирование, 3D-моделирование и 3D-печать, основы разработки виртуальной реальности, управление квадракоптером. Все это необходимо для того, чтобы школьники могли применять полученные знания в своей практике.

Занятия в «Точке роста» направлены на совершенствование компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, на формирование и развитие гибких компетенций педагогов soft-skillsи hard-skills, на высокую эффективность труда. Наши инициативные учителя, члены профсоюзного комитета, познакомились с разработкой кейсов в рамках той технологии, по которой будут учить школьников, а также проработали педагогический дизайн урока, отдельное внимание уделили дизайн-мышлению, теории решения изобретательских задач, мозговому штурму и презентации.

Ключевым преимуществом Центра «Точка роста» является интеграция ресурсов и возможностей основного и дополнительного образования. Учителя могут активно использовать всё имеющееся в центре современное оборудование не только на уроках информатики, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, но и во внеурочной деятельности. А затем на этой же площадке наши педагоги реализуют разнообразные программы дополнительного образования: «Инфомир», «Цветочный дизайн», «Психология общения», «Медистар», «Шахматы», «Дизайн-студия», «Английский в фокусе для начинающих». Такой подход позволяет максимально эффективно задействовать все имеющиеся ресурсы.

Однако не менее важно качественное методическое наполнение программ дополнительного образования. Для этого требуется дополнительная подготовка педагогов, обмен опытом, разработка авторских программ и методик. Эта работа может вестись в тесном взаимодействии с ведущими техническими вузами, Кванториумом.

Реализация таких современных программ дополнительного образования способствует развитию у детей и подростков актуальных технологических компетенций, навыков конструирования, моделирования, прототипирования.

Как результат, наши ученики ежегодно становятся победителями и призерами муниципальных и региональных олимпиад и конференций по многим предметам, среди которых технология: Всероссийская конференция «Юные техники и изобретатели», Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» и многие другие.

Педагоги и администрация Центра «Точка роста» ежегодно принимают участие в региональном фестивале центров образования «Точка роста», основная идея которого – распространение передового педагогического опыта и популяризация педагогических идей, способствующих повышению качества результатов образовательной деятельности. Фестиваль призван способствовать развитию творческой инициативы и повышению квалификации педагогов, вовлечению их в разработку актуальных вопросов обучения и воспитания.

Важным конкурсом профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования является Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям», который проводится с целью повышения значимости профессии педагогического работника сферы дополнительного образования, а также общественного и профессионального статуса педагогических работников и образовательных организаций, которые они представляют. Выявить и поддержать талантливых педагогов помогает государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». Наши педагоги дополнительного образования представляют педагогическому сообществу лучшие образцы педагогической деятельности, обеспечивающие высокие результаты дополнительного образования детей.

Ещё одним важным эффектом создания Центра «Точка роста» является развитие системы социального партнёрства на селе. Благодаря федеральной поддержке, у нашей сельской школы появилась солидная материально-техническая база, которая открывает новые возможности для сетевого взаимодействия с другими школами.

Таким образом, центры «Точка роста» при грамотной организации деятельности могут стать эффективной моделью для интеграции основного и дополнительного образования на основе единой современной материально-технической базы, преемственности содержания программ, рационального использования кадровых ресурсов.

Список литературы

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Ярославка» ЯМР : [сайт]. – Ярославль, 2017-2024. – URL : https://yaroslavka-school.edu.yar.ru/tochka_rosta/obshchaya_informatsiya_o_ts_45.html (дата обращения : 30.01.2024). – Текст : электронный.

                                                

© Самсонникова И. А., 2024

PDF