Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБРАЗОВАТЛЕЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Автор: Е. С. Дорохова
Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

УДК 376

Е. С. Дорохова

E. S. Dorokhova

Дорохова Елена Сергеевна, ассистент кафедры специальной педагогики и психологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия.

Dorokhova Elena Sergeevna, Assistant of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБРАЗОВАТЛЕЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

MODELS OF TEACHING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация. На основании анализа практической деятельности по вопросам организации обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) в статье представлены варианты моделей обучения в образовательных организациях. Раскрыты основные особенности и требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в рамках каждой модели.

Annotation. Based on the analysis of practical activities on the organization of education and upbringing of children with autism spectrum disorders (further – RAS), the article presents options for learning models in educational organizations. The main features and requirements for the organization of the educational process within each model are revealed.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, модель обучения, инклюзия, частичная интеграция, аутизм, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: autism spectrum disorders, learning model, inclusion, partial integration, autism, psychological and pedagogical support.

 

Становление и развитие комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на сегодняшний день занимает особое место в теории и практики воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Федеральный закон «Об образовании» (ФЗ «Об образовании в РФ» N 273 – ФЗ от 29.12.2012 с изм. ред. от 06.02.2020) рассматривает расстройства аутистического спектра как особый вид нарушения развития и закрепляет возможность создания специальных образовательных структур, организацию специальной модели обучения [5, 6, 7].

В настоящее время общепризнанного положения о причинах возникновения расстройств аутистического спектра не сформировано. Имеют место различные теории происхождения, каждая из которых не исключает другую. В соответствие с этим существует широкий диапазон проявлений при расстройствах аутистического спектра, который обусловлен тем, что это осложняет первичные нарушения и выступает на первый план в общей картине развития ребенка. Также аутистические черты могут отмечаться и в структуре других нарушений.

Многообразие и неоднородность группы расстройств аутистического спектра и не специфичность психического развития, требует реализации различных форм и методов обучения на базе одной организации, комплексной работы участников образовательного процесса [3]. Такое разнообразие проявлений аутистических расстройств определяет дифференцированный подход к построению программы обучения.

Уровень психического развития, владение средствами коммуникации и социальными навыками влияет на адаптацию ребенка в новых условиях, а также на выбор модели и дальнейшего маршрута психолого-педагогического сопровождения.

Систематическая комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра предусматривает работу, направленную на всестороннее развитие и научение жизненным компетенциям. Работа может осуществляться в рамках индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с использованием специальных методов, средств и приемов при создание специальных условий.

Анализ теоретических источников и практических исследований в области проблем аутизма показывает, что должны быть созданы и реализованы другие модели обучения, позволяющие максимально раскрыть потенциал детей с РАС [2, 4], что позволяет выделить несколько моделей обучения и воспитания детей (рис. 1):

  • ресурсная группа;
  • группа сопровождения инклюзивной практики;
  • частичная интеграция;
  • надобное и/или дистанционное обучение.

Представленные модели могут быть реализованы с учетом следующих компонентов:

  • критериально-диагностический – комплекс диагностического инструментария, использование которого позволяет получить полную информацию о специфике потребностей ребенка, уровне функциональности, определение характера адаптации окружающей среды;
  • нормативно-организационный – нормативно-правовая база и методическое сопровождение, регламентирующие отношения субъектов образовательного пространства, правовые нормы, методические рекомендации по организации образовательного процесса, порядок взаимодействия учреждений образования, квалификационные требования к должностям, оформление договорных отношений между учреждением и семьей;
  • психолого-педагогический – совокупность компетенций, определяющих эффективность деятельности и взаимодействия специалистов, осуществляющих сопровождение. Этот компонент включает научно-методическую (подготовка/повышение квалификации специалистов) и технологическую (комплекс конкретных методов работы) составляющие;
  • материально-технический – обеспечение функционирования на базе учреждения дополнительных структур;
  • консультативно-информационный – создание комплексного взаимодействия учреждений всех видов образования, учреждений здравоохранения, общественных объединений, обеспечивающих сопровождение и включение детей с РАС в образовательное пространство.

Модель организации обучения «Инклюзивная группа» предполагает включение одного-двух детей с расстройствами аутистического спектра в среду нормативно развивающихся сверстников. Обязательными условиями включения ребенка в среду сверстников являются:

  • тьюторское сопровождение;
  • создание специальной среды;
  • сопровождение логопеда и специального психолога.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей;
  • диагностика и разработка индивидуальной программы развития, в соответствие с возможностями и потребностями ребенка;
  • коррекционно-развивающая работа по формированию базовых знаний, умений и навыков;
  • развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сфер;
  • стимулирование развития речевого навыка как средства общения и коммуникации;
  • профилактика межличностных конфликтов между участниками образовательного процесса.

Для детей, не имеющих возможности, по определенным причинам, посещать образовательное учреждение, предусмотрена модель «Надомное и/или дистанционное обучение». В соответствие с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка, для него разрабатывается индивидуальная программа развития и создаются специальные условия для организации процесса обучения в домашней обстановке. Индивидуальная программа развития направлена на формирование необходимых жизненных компетенций, включающие навыки самообслуживания и коммуникативные навыки, а также коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной, эмоциональной, сенсорной и физической сфер [1].

Модель «Частичная интеграция» направлена на создание условий для детей с РАС в фронтальную форму работы. На начальном этапе дети включены в специальную группу, в которой создаются условия и разрабатываются индивидуальные программы. Работа направлена на адаптацию и формирование коммуникативных и социально-бытовых навыков. На основании отмеченной положительной динамики дети переходят в инклюзивную или коррекционную группу.

Модель «Ресурсная группа» реализуется с целью создания условий для постепенного включения ребенка с расстройствами аутистического спектра в инклюзивное пространство.

Ресурсная группа – это специально организованное пространство для детей с РАС, предполагающая несколько направлений и сроков обучения:

  • подготовка детей с РАС к другим моделям обучения;
  • длительное сопровождение ребенка. Данный вариант рассчитан для детей, имеющих тяжелые формы проявления аутизма, слабую динамику развития в ходе коррекционной работы.
  • длительное или постоянное сопровождение детей, имеющих тяжелые формы проявления аутизма, слабую динамику развития в ходе коррекционной работы;
  • сопровождение ребенка и его семьи в течение нескольких месяцев предполагающий работу с детьми, не имеющих ярко выраженных форм нежелательного поведения и имеющих устойчивую положительную динамику;
  • кратковременное консультирование семьи и ориентировано на ребенка, положительно интегрированного в образовательное учреждение, но иногда нуждается в корректировки программы воспитания и обучения.

Количество детей в ресурсной группе не должно превышать восьми человек. При этом возможность сопровождения тьютора зависит от индивидуальных особенностей детей. Обязательным условием работы ресурсной группы является индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на освоение основных навыков, в том числе навыков социально-бытовой ориентировки.

Таким образом, в практике работы с детьми с расстройствами аутистического спектра реализуются разные модели обучения и воспитания. Выбор модели зависит от вида и уровня образовательной организации, индивидуальных особенностей ребенка. Обязательными условиями реализации любой модели сопровождения являются: создание специальной среды коррекционно-развивающего пространства с учетом реальных возможностей ребенка, а также комплексное психолого-педагогическое и, при необходимости, тьюторское сопровождение.

Список литературы

  1. Богатая, О. Ф. Организация деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях [Текст] : Метод. рекомендации / О. Ф. Богатая. – Сургут : РИО СурГПУ, 2016. – 140 с.
  2. Егорова, Л. В. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе [Текст] : Методическое пособие, разработанное в рамках благотворительной программы «Особые люди» при поддержке Министерства экономического развития РФ и в условиях экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями развития, живущих в условиях продолжительной социальной депривации» / Л. В. Егорова, Е. А. Зверева, М. А. Орлова, Л. В. Шаргородская, Е. В. Чурилина. – Москва : ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2015. – 88 с.
  3. Хаустов, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра: методическое пособие [Текст] / А. В. Хаустов, П. Л. Богорад, О. В. Загуменная, А. И. Козорез. – Москва : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125 с.
  4. Козорез, А. И. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие [Текст] / А. И. Козорез. – Москва : АНО Ресурсный класс, 2015. – 360 с.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – URL : https://fgos.ru (дата обращения : 14.01.2021).
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения : 24.12.2020).
  7. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ [Электронный ресурс]. – URL : https://autism-frc.ru (дата обращения : 14.01.2021).

Теги: расстройства аутистического спектра, модель обучения, инклюзия, частичная интеграция, аутизм, психолого-педагогическое сопровождение

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация