ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Гомонова Мария Ивановна

УДК 372.891

М. И. Гомонова

M. I. Homonova

Гомонова Мария Ивановна, учитель, Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4», г. Могилев, Белоруссия.

Homonova Maryia Ivanovna, teacher, State educational institution «Secondary School № 4», Mogilev, Belarus.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF PUPILS ON GEOGRAPHY IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные исследовательские умения учащихся, элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, используемые в личном опыте. Рассмотрены основные этапы написания учебно-исследовательской работы. Обосновывается необходимость вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.

Annotation. The article discusses the main research skills of students, elements of research activities in the classroom and in extracurricular activities of students used in personal experience. The main stages of writing educational and research work are considered. The necessity of involving students in research activities is justified.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, исследовательские умения, элементы исследования, этапы учебно-исследовательской работы.

Keywords: educational and research activities, research skills, research elements, stages of educational and research work.

 

Одной из основных задач современного образования является достижение нового качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции [2].

С точки зрения теории и практики образования научные исследования представляют наибольший интерес. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет отдельные его элементы [1].

Организация исследовательской деятельности основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для ученика [3, с. 65].

Для приобщения школьников к исследовательской деятельности необходимо сформировать у них исследовательские умения. Можно выделить 5 групп исследовательских умений: 1. Умения организовать свою работу (организационные). 2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые). 3. Умения работать с информацией, текстом (информационные). 4. Умения оформить и представить результат своей работы. 5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные) [4, с. 29]. Важно, чтобы развитие исследовательских умений школьников было целенаправленным и систематическим. Поэтому начинать исследовательскую деятельность учащихся необходимо с включения элементов исследования на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, в рамках предмета «Человек и мир» выполнение практической работы «Определение различий горных пород на примере мела, песка, гранита и соли», в которой учащиеся сравнивают горные породы, определяя вес, твердость, наличие блеска, структуру горной породы. По результатам сравнения учащиеся делают вывод о причинах различий изучаемых горных пород. При изучении темы «Звездное небо» практическим домашним заданием может быть следующее: понаблюдать, как движется Солнце относительно горизонта. При изучении темы «Способы познания природы», долгосрочным заданием исследовательского характера может быть задание понаблюдать за изменением природы своей местности в течение нескольких месяцев с оформлением вывода об особенностях изменения природы. Таким образом, уже в пятом классе можно формировать навыки наблюдения, элементарного анализа, развивать умение сортировать материал, отделяя главное от второстепенного. Различный характер исследовательской деятельности учащихся проявляется при выполнении практических работ по географии в 6 классе. Такие работы в наибольшей степени способствуют познавательной самостоятельности ребенка, так как знания, умения и навыки, приобретенные каждым учащимся в процессе выполнения исследования, являются результатом его собственной мыслительной деятельности. В седьмом-восьмом классах можно формировать умение самостоятельно строить план решения исследуемой задачи, сравнивать разные пути решения. В девятом-десятом классах – анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы. Таким образом, к одиннадцатому классу учащиеся способны с минимальным участием учителя написать работу исследовательского характера. Примером такой работы может быть работа под названием «Сравнительно-географический анализ изменения количества видов и мест обитания особо охраняемых видов животных Республики Беларусь».

Исследовательская деятельность учащегося по географии в школе может быть представлена тремя видами: кружковая работа, выполнение короткого домашнего эксперимента и выполнение учебно-исследовательской работы. Рассмотрим этапы выполнения учебно-исследовательской работы.

  1. Формирование мотивации. Руководитель доводит до сознания учащихся информацию о том, что участие в учебно-исследовательской деятельности даёт предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования.
  2. Определение объекта, предмета и темы исследования. Важной задачей для учащегося является чёткое определение сферы учебно-исследовательской деятельности – её объекта и предмета. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, то есть это носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск. Тема – ещё более узкая сфера исследования в рамках дисциплины. Выбор темы является трудным этапом: во-первых, она должна быть интересной для учащегося, во-вторых, должна быть реализуема, т.е. литература и оборудование должны быть доступны. Формулировка темы вначале носит предварительный характер. Тема выбирается с учётом её актуальности, и здесь главную помощь оказывает руководитель.
  3. Изучение литературы, поиск информации. Поиск информации осуществляется согласно конкретно выбранной теме.
  4. Определение гипотезы, цели и задач. Уточнив тему, учащийся приступает к определению гипотезы. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. В ходе разработки гипотезы происходит выработка целей и задач. Цель исследования – конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении работы. Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Выбранные пути и средства основываются на дроблении цели исследования на подцели.
  5. Определение методов исследования. Учащиеся испытывают затруднения в выборе правильных методов для проведения исследования. Метод – это способ достижения цели, от которого зависит успех исследовательской работы. В своей работе учащиеся используют теоретические методы – анализ и синтез. На начальном этапе исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса применяются методы анализа и синтеза. В практической части исследования используются наблюдение, сравнение, эксперимент.
  6. Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа – технологический и аналитический. Учащимся рекомендуется составить рабочий план. В план включаются элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования – от определения его объекта и предмета до выбора метода. Вслед за проведением эксперимента (технологического этапа) учащийся анализирует полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточняет их соответствие поставленным целям. Результаты исследования оформляются.
  7. Оформление исследовательской работы – процесс длительный, трудоемкий, требующий много усилий и времени. Оформление итогов работы начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы, затем идет редактирование и написание выводов к соответствующей главе. Вывод по главе содержит изложение сущности вопроса и обобщения результатов проделанного анализа. Далее следует заключение по всей учебно-исследовательской работе, составляется библиография. В приложении могут быть использованы статистические материалы (графики, таблицы, диаграммы, тесты и т.д.). 8. Защита учебно-исследовательской работы может проходить в форме презентации с использованием мультимедиа, стендового доклада. Учащийся готовится к публичной защите, которая включает главные тезисы работы. Для привлечения внимания слушателей можно использовать пример, оригинальный вопрос, цитату по проблеме. Результаты демонстрируются в виде таблиц, схем, диаграмм.

Исследовательская работа школьников – первый шаг к получению качественно нового образования. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, на мой взгляд, способствует повышению их познавательной активности на уроках и во внеурочное время. Работу в данном направлении необходимо начинать с учащимися как можно раньше, чтобы учащийся имел возможность развиваться и совершенствоваться. Участие в исследовательской деятельности позволяет учащимся самостоятельно видеть проблему, искать способы ее решения, применять знания в незнакомой ситуации для решения круга задач.

Список литературы

  1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]. / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
  2. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст]. / И. А. Букреева, Н. А. Евченко. // Молодой ученый, 2012. – № 8. – С. 309-312.
  3. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]. / А. С. Обухов. – М. : Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. – 224 с.
  4. От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе [Текст]. // Материалы Международной научно-практической конференции. – Минск : АПО, БАК, 2013. – 680 с.

PDF