Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: М. Н. Артюхов
Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

УДК 37.034

М. Н. Артюхов

M. N. Artyukhov

Артюхов Максим Николаевич, преподаватель, ДТПА, г. Донецк, ДНР.

Artyukhov Maksim Nikolayevich, teacher, Donetsk technical school of industrial automation, Donetsk, Donetsk People's Republic.

НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE NEED FOR MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем в современной системе образования, когда внешнее окружение подталкивает выпускников выбирать будущею профессию, руководствуясь не призванием, а практическими соображениями. Необходимо, по возможности, предупредить последствия такого выбора, когда вместо выполнения своих профессиональных обязанностей, специалисты могут быть склонны больше уделять внимание своему личному обогащению. Поэтому крайне важно преподавать молодежи наряду с академическими знаниями морально-нравственные ценности для того, чтобы технические знания были правильно использованы. Соответственно, в данной статье поднимается важный вопрос о необходимости морально-нравственного образования в учебных заведениях.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems in the modern education system, when the external environment pushes graduates to choose a future profession, guided not by vocation, but by practical considerations. It is necessary, if possible, to prevent the consequences of such a choice when, instead of fulfilling their professional duties, specialists may be inclined to pay more attention to their personal enrichment. Therefore, it is extremely important to teach young people, along with academic knowledge, moral and ethical values so that technical knowledge is properly used. Accordingly, this article raises an important question about the need for moral and ethical education in educational institutions.

Ключевые слова: образование, воспитание, философия, духовное развитие, традиции, семья.

Keywords: education, upbringing, philosophy, spiritual development, traditions, family.

 

Человек эпохи постмодерна живет в особое время. С одной стороны, современные технологии открывают новые перспективы, но с другой – бросают вызов. Действительно, человечество в техническом развитии ушло далеко вперед. Например, сейчас можно транслировать события, происходящие в это время на другом конце света, что ранее было трудно представить. Мы можем быть свидетелями работы человека в открытом космосе или на орбитальной станции. Но все это происходит в мире, далеком от совершенства. Невзирая на страшные разрушения, которые принесли войны в XX столетия, конфликты не прекратились и в новом тысячелетии. Даже самые благополучные и развитые страны мира сталкиваются с огромными трудностями того или иного характера [1]. Возникает вопрос, какова роль образования в свете существующих проблем. Можно ли через систему образования изменить что-то в мире.

Чтобы попытаться найти ответ на поставленный вопрос (хотя бы в гипотетическом плане), надо четко обозначить, что такое образование и нужно ли современному обществу образованное поколение. Как не странно звучит поставленный второй вопрос, но он в последнее время все чаще появляется в разнообразных дискурсах.

Согласно толковому словарю Ушакова [3] образование – это совокупность знаний, полученных в процессе или в результате обучения. По сути, образование – это процесс формирования личности человека, его физических и умственных способностей. Также одна из важных задач образования – это усвоения знаний, опыта и наследия предыдущего поколения. Если посмотреть на этимологию слова «образование», то мы в нем увидим глагол «образ» – ( от греч. мόρφωσις), которое означает приведение чего-то к определенной форме (μορφή). Кстати, отсюда можно проследить появление слова «образец».

Таким образом, образование – это в первую очередь процесс усвоения знаний, опыта и наследия предыдущего поколения с целью обучения и просвещения. Однако здесь сразу вспоминаются слова одного политика, что образованными людьми трудно управлять: «Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую не препарированную информацию…?». Здесь, наверно, комментарии излишни. Такие высказывания еще раз говорят о важности образования.

Образование, как правило, осуществляется через учебные заведения (детские сады, школы, техникумы, университеты и т.д.). Естественно, все это не исключает возможности самообразования, особенно в сети интернет. Здесь надо не забывать, что помимо разнообразных учебных заведений, важную роль в образовании играет еще семья, где закладываются основы характера человека. Возникает закономерный вопрос: что является целью образования, как семейного воспитания, так и преподавания в учебных заведениях?

Важной задачей образования, как было уже сказано, является передача знаний и культурных традиций. Мы хотим научить молодежь, как развивать свои способности и преумножить культурное наследие. Естественное желание учителя и родителя состоит в том, чтобы их ученики или их дети достигли чего-то великого и были уважаемы в обществе. Те же чувства испытывает преподаватель по отношению к своим студентам, ожидая, что они достигнут больших высот в той или иной области знаний. Но такое образование не будет полным, если мы не обратим внимания на его внутреннее (духовно-нравственное) содержание [2]. Внешнее развитие должно сопровождаться духовным преобразованием, своего рода, моральным возрождением, которое становится почвой для развития всего человечества.

В образовании необходимо выделить две основные цели, которые коротко можно сформулировать таким образом: 1) воспитать детей интеллектуально развитыми личностями, способными адаптироваться к разным жизненным ситуациям; 2) вырастить их нравственно ответственными за свои поступки. К сожалению, в большинстве случаев акцент делается на развитие интеллектуальных способностей, а не на воспитание зрелой личности. И, как правило, выпускники школ выбирают себе будущею профессию, руководствуясь не призванием, а практическими соображениями. Выражаясь языком Фейербаха [4], они выбирают профессию «желудком», а не «сердцем». Наверно не стоит осуждать детей за такой подход к выбору будущей профессии, так как внешнее окружение их просто подталкивает к такому решению. Важно предупредить возможные последствия, когда вместо выполнения своих профессиональных обязанностей, специалисты больше будут уделять внимание своему личному обогащению.

Результатом такого образования мы видим появление множества проблем в современном обществе, где несколько десятков лет практиковалась, так называемая система образования лишенного ценностей. Наиболее ярким примером последствий применения такой системы образования является половое воспитание. Оно дает информацию о сексуальных отношениях, зачастую не несущую моральной оценки и не предполагающую никакой ответственности между мужчиной и женщиной. Например, в странах Западной Европы думали, что такой подход сможет решить множество проблем, касающихся полового воспитания, ставших следствием невежества. Однако результаты по такой программе были плачевные. Исследования показали резкое увеличение сексуальной активности подростков, и как следствие – увеличение числа абортов, внебрачных беременностей и случаев заражения болезнями, передающимися половым путем.

Когда мы говорим о человеке, то обычно имеем в виду два аспекта его природы: внутренний (душа) и внешний (тело). Каждый человек обладает этими аспектами. Внутренняя природа человека направлена на реализацию фундаментальных духовных ценностей: истины, добра, красоты, любви. Внешняя природа – заботится о физическом комфорте: пище, жилье и одежде, что, безусловно, необходимо нам для выживания. Поэтому образование должно охватывать эти два аспекта. Ведь если посмотреть в суть человеческой природы, то мы увидим, что все люди стремятся обрести счастье и избежать неудач. Например, если мы голодны, то, что для нас является в данном случае «счастьем?». Конечно, удовлетворить свою физическую потребность. Но когда мы наполнили свой желудок, чувствуем ли мы, что достигли предела счастья? Нет, ведь человеческая жизнь обладает большим потенциалом счастья, чем просто полный желудок и крыша над головой

На протяжении всей истории люди находились в постоянном духовном поиске, пытаясь найти удовлетворение своих внутренних потребностей. И зачастую взаимосвязь материального и духовного истолковывалось неверно. Порой значимость духовных ценностей превозносилась за счет ущемления материальных потребностей человека. В другом случае материальные ценности ставились на первое место, игнорируя при этом духовные потребности. Нам нужно найти баланс между внутренним духовным поиском и тем, как мы пытаемся обустроить внешнее положение вещей.

Философия и религия пытались понять, что является целью жизни человека, какие силы (помыслы) направляют (двигают) человеком. Какова причина и природа человеческих конфликтов. С другой стороны, наука развивалась по мере того, как человек постигал окружающий мир. Через науку человечество много узнало о сущности материи, взаимоотношения в галактике, солнечной системе и так далее. И как следствие, появились новые технологии, которые улучшили жизнь человека. Однако зачастую религия и наука были в состоянии конфликта, пытаясь доказать несостоятельность друг друга. Достаточно вспомнить дело церкви против утверждения Галилея, что не земля является центром нашей галактики, а солнце. Но существуют и другие примеры, когда наука пыталась отвергнуть или дискредитировать религию. Но с нашей точки зрения, наука и религия должны дополнять друг друга. Поэтому в процессе образования мы постоянно должны заботиться не только о том, как дать академические знания, но и том, как преподавать моральные и этические ценности.

Взаимосвязь между образованием внутренним и внешним очень важна и отражает отношение между душой и телом. Поэтому мы должны постоянно давать моральное образование нашим детям в семье и обучать нравственным ценностям в учебных заведениях. Не должно быть никакого несоответствия между тем, что дети слышат в школе и тем чему их учат дома. Ведь проблемы мирового уровня являются ни чем иным как отражением наших личных проблем. Иногда самое сложное, что надо сделать, это понять, что мы не сможем решить проблемы своей семьи пока сами не изменимся. Тоже можно сказать про общество и мир. Поэтому когда мы смотрим на ситуацию современного мира, то видим всю серьезность положения.

В современном мире, к сожалению, существует тенденция увеличения количества распавшихся семей и это самый явный признак разрушения общества. Когда начинает разрушаться основа, составляющая часть фундамента общества, то это может привести к самым трагическим последствиям. Например, в США уже долгое время воплощается образование, лишенное каких-либо ценностей (то есть, дают только академические знания, не акцентируя внимания на нравственном аспекте). Такое образование терпит неудачу, так как результаты противоположны ожидаемым прогнозам. Поэтому необходимо понять, на какое образование нам в первую очередь нужно акцентировать внимание.

Существует еще образование как воспитание норм. Оно тесно связанно с этикой и моралью, которую мы должны осваивать в семье. В каждой семье есть какие-то обязанности, привычки, законы, которые составляют семейную традицию. Ребенок, растущий в семье, наследует эту традицию, и чем она нравственней, тем лучше для него. Поэтому самое важное в образовании молодых людей это научить их быть хорошими семьянинами, мужьями и женами, отцами и матерьми. Иными словами личность может выступать как основа для семьи, а семья, в свою очередь быть фундаментом для общества. Плоды, которые были посеяны обществом, мы пожинаем в мире.

И последняя форма образования – воспитание «владычества», которое позволяет личности стать профессионалом в той или иной области через технические знания. Владычествовать – это значит использовать свои знания не только для личного обогащения, но применять свой потенциал на благо нации, общества и мира. Поэтому крайне важно преподавать молодежи наряду с академическими знаниями морально-нравственные ценности для того, чтобы технические знания были правильно использованы.

Таким образом, целью воспитания является построение гармоничного характера. Воспитание «владычества» направлено на развитие талантливого человека, который сможет полностью реализовать себя в какой-то сфере деятельности. Универсальное образование включает в себя воспитание сердца, воспитание норм, а только потом воспитанияе «владычества». Это форма образования названа универсальной, потому, что какую бы культурную традицию мы не наследовали, какой бы национальностью мы бы не были и какую бы религию не исповедовали, есть ценности, единые для всех людей, и которым надо обучать еще в школе. Именно такое образование должно лежать в основе построения личности, на фундаменте которого должны преподаваться академические знания.

Список литературы

  1. Артюхов, М. Н. Роль физической культуры и спорта в жизни воцерковленного человека [Текст]. / М. Н. Артюхов // Наука. Релігія. Суспільство. – 2011. – № 2. – С. 180-184.
  2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. // Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – 29 с.
  3. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. – URL : http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=38168 (дата обращения : 31.12.2020).
  4. Фейербах, Л. История философии: в 3-х т. [Текст]. / Л. Фейербах. – М. : Мысль, 1967. – Т. 1. – 544 с.

Теги: образование, воспитание, философия, духовное развитие, традиции, семья, education, upbringing, philosophy, spiritual development, traditions, family

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация