ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Бойченко Галина Николаевна , Потапов Александр Игоревич

УДК 377.1

А. И. Потапов, Г. Н. Бойченко

A. I. Potapov, G. N. Boychenko

Потапов Александр Игоревич, студент 4 курса факультета информатики, математики и экономики, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Научный руководитель: Бойченко Галина Николаевна, к. п. н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Potapov Alexander Igorevich, 4th year student of Faculty of Informatics, Mathematics and Economics, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.
Scientific adviser: Boychenko Galina Nikolaevna, Ph.D., Associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

THE USE OF E-LEARNING TOOLS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC

 

Аннотация. В настоящее время использование электронных средств обучения набирает все большую популярность, благодаря активному развитию цифровых сервисов и технологий. Особенно актуальным оно стало в период пандемии COVID-19, которая началась в декабре 2019-го года и продолжается по сей день. Практически все учебные заведения перешли в режим полного или частичного дистанционного обучения. В этой статье показано, как образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляли переход в режим дистанционного обучения.

Annotation. Currently, the use of electronic learning tools is gaining more and more popularity, thanks to the active development of digital services and technologies. It became especially relevant during the COVID-19 pandemic, which began in December 2019 and continues to this day. Almost all educational institutions have switched to full or partial distance learning. This article shows how educational institutions of secondary vocational education carried out the transition to distance learning.

Ключевые слова: электронные средства обучения, дистанционное обучение, среднее профессиональное образование.

Keywords: e-learning tools, distance learning, secondary vocational education.

 

В настоящее время в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [5], проведением в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательного среды, одной из важнейших задач, связанных с повышением качества среднего профессионального образования, становится цифровая трансформация образовательного процесса на базе современных цифровых сервисов, инструментов и платформ. Пандемия COVID-19, всеобщий режим самоизоляции также оказали существенное влияние на систему образования, выступив катализатором внедрения в образовательный процесс учреждений СПО электронных средств обучения для организации взаимодействия преподавателей и студентов в дистанционном режиме.

Средства обучения или дидактические средства (англ. learning tools) – это материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителя информации и инструмента деятельности педагога и учащихся [1]. Под электронными средствами обучения понимают средства, которые функционируют на базе современной компьютерной техники и телекоммуникационных технологий. К электронным средствам обучения относятся: сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; информационно-поисковые справочные системы; автоматизированные обучающие системы; электронные учебники; экспертные обучающие системы; интеллектуальные обучающие системы; средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги) и другие [3].

В настоящее время в образовательных учреждениях СПО по всей стране применяется огромное количество электронных средств обучения [2]. Рассмотрим те из них, которые показали эффективность в организации взаимодействия преподавателей и студентов в дистанционном режиме учреждений СПО в период пандемии COVID-19.

Для управления и контроля обучением со стороны преподавателей и студентов мы рекомендуем использовать систему дистанционного обучения Moodle. Moodle является свободным программным обеспечением, распространяется по лицензии GPL, имеет очень простой алгоритм работы, предлагает большой ассортимент возможностей для поддержки процесса дистанционного обучения, а также ей можно пользоваться не только через браузер, но и через мобильное приложение. Администрирование учебного процесса в системе Moodle достаточно хорошо продумано. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам, а при календарной структуризации каждая неделя изучения дисциплины представляется отдельной секцией. Также преподаватель, имеющий права администратора, может регистрировать студентов и своих коллег, назначая им соответствующие роли, распределять права, объединять студентов в подгруппы. Система Moodle предоставляет студентам много новых возможностей. Можно в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, пройти тестирование, проверить свои знания по изучаемой дисциплине и ознакомиться с дополнительными источниками. У студентов также имеется возможность использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплины: глоссарий, вики, опросы и т.д. [4].

Для проведения лекционных и практических занятий многие образовательные учреждения СПО в период пандемии COVID-19 активно использовали сервис для проведения видеоконференций Zoom, позволяющий качественно проводить занятия в онлайн режиме. Функции Zoom [6]:

  • бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут, при этом организовать встречу может любой, создавший учетную запись;
  • возможность во время видеоконференции назначить соорганизатора с такими же административными правами, как и у организатора;
  • обеспечение видео- и аудио-связи со всеми участниками видеоконференции;
  • возможность использования демонстрации экрана, а также окна выбранного приложения;
  • наличие интерактивной доски, а также возможности легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску;
  • наличие чата, в котором можно писать сообщения и передавать файлы, а также возможности его сохранения, как в автоматическом режиме, так и вручную;
  • возможность создания видеозаписи занятия с последующим сохранением, как на компьютере, так и в облаке.

Для поиска учебной литературы и работы с различными информационными источниками студенты и преподаватели использовали Znanium, Юрайт, Национальную электронную библиотеку (НЭБ) и другие электронные библиотечные системы, предоставившие открытый доступ к своим ресурсам в период пандемии COVID-19: электронные учебники «Академии». Эти системы имеют большой сборник различной литературы, простой алгоритм работы и поиска.

Следует также отметить, что с первого дня перевода учебных заведений СПО на дистанционное обучение возникали различные проблемы технического характера: сбои в работе электронных средств обучения, отсутствие нормального интернета, отсутствие современного компьютера или смартфона у студентов и преподавателей, отсутствие навыков работы с электронными средствами обучения. Не возникало проблем только при выборе электронных средств обучения, поскольку к этому времени их уже было огромное количество.

Таким образом, можно отметить, что пандемия COVID-19 поспособствовала развитию электронных средств обучения. Сегодня система дистанционного обучения нормально функционирует, поскольку были устранены все проблемы и недочеты. Многие студенты и преподаватели, которые изначально были недовольны переходом на дистанционное обучение, сейчас не хотят возвращаться к очной форме бучения.

Список литературы

  1. Бойченко, Г. Н. Психология и педагогика: электрон. курс [Электронный ресурс]. / Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова. // Национальный открытый университет «ИНТУИТ». – URL : https://intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16770, свободный. – яз. рус. (дата обращения : 05.02.2021).
  2. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения [Электронный ресурс]. / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. – М. : Издательство «Перо», 2019. – 98 с. – URL : https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/cifrovaya_didactika/didacticheskaya_koncepciya_cifrovogo_prof_obr_i_obuch_dec2019.pdf (дата обращения : 01.12.2020).
  3. Залюбовский, В. Н. Электронные обучающие средства в учебном процессе [Электронный ресурс]. / В. Н. Залюбовский. // Инфоурок, 2015. – URL : https://infourok.ru/statya-elektronnie-obuchayuschie-sredstva-v-uchebnom-processe-712205.html (дата обращения : 31.01.2021).
  4. Основные возможности Moodle [Электронный ресурс]. // moodlelearn.ru. – URL : https://moodlearn.ru/mod/page/view.php?id=174 (дата обращения : 31.01.2021).
  5. Паспорт приоритетного проекта в сфере образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9). – URL : https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения : 01.12.2020).
  6. Zoom – платформа для проведения онлайн-занятий [Электронный ресурс]. // skyteach.ru. – URL : https://skyteach.ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/ (дата обращения : 31.01.2021).

PDF