Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Авторы: Л. А. Кадирова, А. И. Сиразетдинов
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

УДК 334.021

Л. А. Кадирова, А. И. Сиразетдинов

L. A. Kadirova, A. I. Sirazetdinov

Кадирова Лола Алимджановна, доцент, АГУ, г. Андижан, Узбекистан.

Сиразетдинов Амир Ильдарович, студент, АГУ, г. Андижан, Узбекистан.

Kadirova Lola Alimdjanovna, associate Professor, ASU, Andijan city, Uzbekistan.

Sirazetdinov Amir Ildarovich, student, ASU, Andijan, Uzbekistan.

ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

INFLUENCE OF THE WORLD TENDENCY OF DIGITALIZATION AND INFORMATIZATION OF ECONOMY ON DIGITALIZATION AND INFORMATIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация. В данной статье описывается влияние мировой тенденции цифровизации и информатизации экономики на цифровизацию и информатизацию системы высшего образования республики Узбекистан и описывается механизм подготовки выпускников на основе компетентностного подхода и их взаимодействия с работодателями с целью трудоустройства.

Annotation. This article describes the impact of the global trend of digitalization and informatization of the economy on the digitalization and informatization of the higher education system in the Republic of Uzbekistan and describes the mechanism for training graduates based on a competence approach and their interaction with employers for the purpose of employment.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, платформа, информационное пространство, компетентностный подход в образовании, геоинформационные технологии.

Keywords: digitalization, informatization, platform, information space, competence-based education, CBE, geoinformation technologies.

 

Введение. Мировая тенденция цифровизации экономики отражается с одной стороны во всех инициативах руководства Республика Узбекистан [1, 2], поставивших цель вывести государство на высокий уровень цифровизации и информатизации, а с другой стороны – внести коррективы на внутреннем рынке экономических и социальных услуг, которые включают образовательные услуги населению. По статистике до 2017 года и по текущий период квотный отбор, который всё ещё имеет место в стране увеличился с 9 % до 20 % и предполагает постепенное увеличение до 25 % в следующем году, до 50 % к 2030 году за счёт увеличения числа частных вузов и филиалов зарубежных учебных заведений. Активная борьба с коррупцией предполагает внедрение системы «Электронный университет», что влечёт сокращение расходов на управленческий персонал, избавление от бумажных зачёток и журналов, минимизацию присутствия человеческого фактора в проставлении оценок. Помимо стратегической задачи государства по развитию человеческого капитала перед нами стоит актуальная задача трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

Для трудоустройства выпускников высших учебных заведений необходимо внедрение компетентностного подхода (Competence Based Education, в дальнейшем CBE) в системе высшего образования, что подразумевает тесное сотрудничество работодателей регионального рынка труда и вузов в разработке учебных программ, в формировании профессиональных и личностных компетенций выпускников; создание единого информационного пространства для конструктивного сотрудничества работодателей и выпускников вузов. Успешное трудоустройство выпускников вузов будет способствовать дальнейшей реализации политики «открытых дверей» для всех желающих получить высшее образование.

Обзор литературы: образование на основе компетенций включает такие категории, как «компетенция» и «компетентность». Если компетенция - это набор знаний, умений и способности человека, используемые в отношении определенных субъектов и процессов, то компетентность, проявляющаяся в конкретной деятельности, подразумевает обладание соответствующей компетенцией, в том числе свое отношение к предмету деятельность. Компетентностный подход в образовании (CBE) ориентирован на результат, а именно на способность выпускника учебного заведения самостоятельно реализовывать и действовать в различных ситуациях. CBE - школа, популяризированная в США, CBE успешно развивается и реализован в экономически развитых странах Европы [3, 4]. В настоящее время CBE находит свое отражение в системе подготовки специалистов в Российских университетах и становится очевидной актуальность задачи реализации данного подхода в системе подготовки выпускников высших учебных заведений Республики Узбекистан [2, 5].

Анализ: внедрение ИКТ и цифровизация системы высшего образования в республике приобрели черты острой необходимости в период пандемии COVID-19 в принятии мер по нераспространению опасного вируса. Это дало возможность студентам и преподавателям общаться на образовательной платформе MOODLE. В настоящее время осуществляется переход на образовательную платформу HEMIS (Higher Education Management Information System).

Предлагаем рассмотреть, как меняется рынок труда и, соответственно, требования к компетенциям в процессе цифровизации экономики и внедрения во всех сферах ИКТ. В настоящее время активно развивается концепция электронного правительства, электронные услуги населению такие, как система «единое окно», внедряются интернет-банкинг и электронные клиники. Имея огромный экономический потенциал для внедрения ИКТ таких отраслей как строительство, агропромышленный комплекс, промышленность, добыча, энергетика, транспорт, с целью решения насущных проблем населения республика поставила перед собой цель достичь современного качества промышленности на основе внедрения ИКТ, что является основой всех производственных процессов и отношений. Растущие потребности мирового рынка диктуют необходимость внедрения современных технических решений, высоких технологий на базе ИКТ, которые формируют новой качество не только отрасли, но и экономических отношений, в том числе отношений между рынками труда и образования [5] и выход этих отношений за пределы республики особенно в связи со вступлением республики Узбекистан в ЕАЭС на данном этапе пока в качестве наблюдателя.

На основе проведенных в республике исследований по изучению опыта ведущих стран и определению положительных эффектов и рисков внедрения ИКТ и использование цифровых технологий, приоритетов развития цифровой экономики в Республике Узбекистан. Исходя из этих направлений развития, сформированы компетенции, актуальные на современном рынке труда. Давайте посмотрим на некоторые из основных компонентов для формирования этих направления. Начнем с правовой сферы, обеспечивающей переход на цифровую экономику. Действующее законодательство подлежит тщательной проверке с целью создания нормативно-правовой базы современной модели отношений между государственными структурами, бизнесом и научными организациями в цифровом пространстве с учетом внедрение систем искусственного интеллекта в различных секторах экономики, медицины, образования и государственного управления; в эксплуатации беспилотного наземного и воздушного транспорта; внедрение механизмов государственного контроля в сфере робототехники и искусственного интеллекта - чтобы поддерживать баланс между эффективным развитием отрасли и минимальными требованиями безопасности. Повышение уровня мотивации населения и организаций к переходу к отношениям в цифровом пространстве; обеспечение благоприятной среды для предприятий, направленной на цифровизацию производства за счет устранения бюрократических и административных препятствий, предоставляя правовые и налоговые льготы; развитие льготного кредитования и лизинга на покупку робототехники.

Обсуждение и решение проблемы. В настоящее время экономическая активность сосредоточена в крупных городах. И мы столкнулся с задачей дезурбанизации, другими словами, с задачей пробудить экономическая активность населения в сельской местности и малых городах, чему способствует путем цифровизации. За счет улучшения платформ для взаимодействия выпускников и потенциальных работодателей, создавая благоприятные условия для развития технологий компаний и стартапов, можно будет само реализоваться высококвалифицированным национальным кадрам на дому, и принять меры по улучшению качества жизни в стране в целом. Опрос работодателей можно провести на платформе, которая объединяет выпускников высших учебных заведений и потенциальных работодателей с целью поиска соответствующих компетенций.

Первый этап – создание единого информационного пространства для работодателей. Далее – простое анкетирование, применение Форсайт технологий, которые позволят проанализировать результаты исследования. На следующем этапе, с использованием геоинформационных технологий, мы сможем показать географическое положение потенциальных работодателей на региональной или национальной карте предприятий и организаций, в которых имеет место дефицит персонала с определенными компетенциями. Для быстрого устранения дефицита привлекаются специалисты из-за рубежа. То же самое происходит с удовлетворением спроса на более качественное образование – на территории республики открываются филиалы ведущих университетов мира с целью устранения нехватки предложений в сфере высшего образования. Примерами являются Вестминстерский, Сингапурский университеты, Университет Шарда, филиалы МГУ и многие другие, где также практикуется CBE.

Список литературы

  1. Мирзиёев, Ш. М. О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства [Электронный ресурс]. / Ш. М. Мирзиёев. – Ташкент, Апрель 28, 2020. – No. УП-4699. – URL : https://lex.uz/docs/4800661 (дата обращения : 17.01.2021).
  2. Bowden, J. A. (1995) 'Competency-based education and assessment in Australian universities' in R. Peddie and B. Tuck (Eds) Setting the Standards. Issues in Assessment for National Qualifications. Dunmore Press: Palmerston North. (ISBN 0864692277).
  3. Bloom, B.S. (1974). An introduction to mastery learning theory. In J. Block, (Ed.) Schools, Society and Mastery Learning. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  4. Абдурахманов, Ж. К. Теоретические предпосылки для эффективного управления региональными вузами в условиях рыночных отношений [Электронный ресурс]. / Ж. К. Абдурахманов и др. // Электронный научный журнал. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 01 (64) март 2020, «Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1». – URL : http://infed.ru/articles/911/. (дата обращения : 17.01.2021).
  5. Сиразетдинов, А. И. Изучение возможности прогнозирования трудоустройства вқпускников высших учебных заведений республики Узбекистан в условиях информатизации и цифровизации экономики [Текст]. / А. И. Сиразетдинов, Л. А. Кадирова. // ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, БИЗНЕСЕ, ОБРАЗОВАНИИ : монография; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 104 с. – ISBN 978-5-00159-590-8.

Теги: цифровизация, информатизация, платформа, информационное пространство, компетентностный подход в образовании, геоинформационные технологии

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация