ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ В ССУЗе

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Ульянова Оксана Валерьевна

УДК 37.013.8

О. В. Ульянова

O. V. Ulyanova

Ульянова Оксана Валерьевна, преподаватель, ГАПОУ «КНХК им. В. П. Лушникова», г. Казань, Татарстан, Россия.

Ulyanova Oksana Valerievna, lecturer, GAPOU «KNHK im. V.P. Lushnikov», Kazan, Tatarstan, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ В ССУЗе

FORMATION OF AN INCLUSIVE ENVIRONMENT IN THE SECONDARY SCHOOL

 

Аннотация. В настоящее время реализация инклюзивного образования имеет множество проблем и экономического характера, и дефицита профессиональных кадров. Но, кроме этого, необходимо формирование особой инклюзивной среды учебного заведения, инклюзивной культуры, способствующей формированию толерантных установок и понимания людей с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. Currently, the implementation of inclusive education has many problems, both of an economic nature and a shortage of professional staff. But, in addition to this, it is necessary to form a special inclusive environment of the educational institution, an inclusive culture that contributes to the formation of tolerant attitudes and understanding of people with disabilities.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, толерантность, инклюзивная среда, инклюзивная культура, уроки доброты.

Keywords: inclusive education, disability, tolerance, inclusive environment, inclusive culture, lessons of kindness.

 

Инклюзивное образование в школе обеспечивает доступность образования с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Благодаря инклюзии учащиеся и студенты с особыми образовательными потребностями (имеющие инвалидность и/или др. особенности) могут учиться совместно с нормативно развивающимися учащимися и студентами при соблюдении определенных требований. По данным Министерства просвещения Российской Федерации в настоящее время среднее профессиональное образование получают более 3 млн. студентов с особыми образовательными потребностями.

При этом существует много проблем, тормозящих развитие рынка образовательных услуг для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как экономического характера, что затрудняет возможность получения данного образования, например, в сельских поселениях и небольших городах, так и проблем дефицита квалифицированных кадров. Для развития качественного инклюзивного образования необходимы педагоги-дефектологи, психологи, воспитатели, социальные педагоги, имеющие достаточный уровень подготовки.

Так, по словам эксперта в области обучения специалистов инклюзивных школ в США Кэрол Квирк на вебинаре «Инклюзивные школы: изменение образовательной практики» инклюзивное образование в современных американских школах имеет специфику, которая состоит в том, что учащийся постоянно во внимании мультикоманды педагогов, дефектологов, психологов и тьюторов, знающих его особенности и готовых прийти на помощь.

Американское инклюзивное образование предполагает наличие равномерного распределения учеников во всех классах в зависимости от общего числа учеников. Например, если в классе более трех особенных учеников, то меньше учеников с нормативными возможностями для обеспечения повышенного внимания педагогов. Также равномерно распределяются роли педагогов и дополнительных специалистов, и, кроме того, составляется индивидуальный план адаптации учащегося с особыми возможностями совместно с его родителями.

Другая черта инклюзивного образования США состоит в акценте внимания на выявление сильных сторон учащегося вместо концентрации на его особенностях. При возникновении трудностей специалисты команды помогают ученику, например, тьютор может помочь в образовательном процессе, психолог - справиться с трудностями, связанными с эмоциональной перегрузкой.

Специалисты команды регулярно собираются для обсуждения трудностей и успехов каждого ученика для корректировки индивидуальной программы образования.

К сожалению, в нашей стране не всегда удается достичь тесного сотрудничества и командного подхода к образовательному процессу, так как инклюзивное образование – это не набор определенных действий, а формирование новых ценностей, к которым готовы люди, готовые меняться вместе с детьми, как с особенностями в обучении, так и обычными.

Таким образом, необходимо уделить внимание к подготовке всей образовательной среды ССУЗа для обеспечения возможности реализации качественного инклюзивного образования для студентов.

Так, кроме подготовки педагогического коллектива в части коррекционной педагогики, технологиях и методиках организации инклюзивного образовательного процесса. Соответственно, в штатном расписании должны быть введены ставки педагогов, имеющих специальное дефектологическое образование, а также медицинских работников для возможности обеспечения освоения студентами с ОВЗ образовательной программы, а также коррекции недостатков их развития.

При отборе педагогических кадров должно быть уделено повышенное внимание наличие мотивационной компетенции для работы со студентами с ОВЗ.

Однако, не только профессионально-личностная готовность педагога обеспечит качественную реализацию инклюзивного образования, для этого должна быть сформирована определенная инклюзивная культура и инклюзивная политика учебного заведения. Как нами подчеркнуто, необходима командная работа всего коллектива ССУЗа, включая обычных студентов, в связи с чем, рассмотрим практику «уроков доброты».

Идея подобных уроков берет начало еще в 90-е годы прошлого века, уроки доброты предложены в свое время региональной общественной организацией инвалидов (РООИ) «Перспектива» и прошли впоследствии апробацию в некоторых регионах России.

Основная цель таких уроков – сформировать толерантные установки, восприятие людей с ОВЗ, как обычных людей, имеющих равные права, так как люди с инвалидностью нуждаются не столько в сочувствии, сколько в понимании и признании их равенства.

На уроках доброты можно рассказать студентам об особенностях людей с ОВЗ, познакомить с приспособлениями и условиями для ведения самостоятельной независимой жизни, обсудить, каким образом студенты с ОВЗ могут получать образование, где и кем впоследствии смогут работать, какими видами спорта заниматься и т.п. Студенты знакомятся также с содержанием основных понятий, например, таких как: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д. На уроки могут быть приглашены люди с инвалидностью, представители общественных организаций.

Цикл таких уроков необходим для формирования инклюзивной культуры и должен проводиться предварительно перед появлением в ССУЗе (или отдельной группе) студентов с ОВЗ.

В Казани, издательством МеДДоК, в 2018 году выпущено методическое пособие «Формирование инклюзивной среды в образовательной организации «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация» под редакцией В. Д. Парубиной, в котором приведены рекомендации по проведению уроков доброты в школах, но эти рекомендации могут быть использованы и в ССУЗах.

Так, например, Чапаевский химико-технологический техникум провел «Неделю доброты», в рамках которой студенты познакомились с особенностями терминологии ОВЗ, рассуждали на тему «Легко ли быть добрым», смотрели документальные фильмы о жизни инвалидов, участвовали в поздравлениях с новым годом людей с ограниченными возможностями.

Считаем, что такие акции можно проводить в ССУЗах совместно с циклом уроков доброты для формирования инклюзивной среды коллектива.

Таким образом, для реализации качественного среднего профессионального инклюзивного образования необходимы не только квалифицированные кадры, но и формирование особенной, инклюзивной среды учебного заведения. Уроки доброты – одна из возможностей обеспечения понимания ОВЗ и формирования толерантных установок.

Список литературы

  1. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие [Текст]. / под ред. В. Д. Парубиной. – Казань : ИД «МеДДоК», 2018. – 160 с.
  2. Гиззатова, А. В. Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. / А. В. Гиззатова. – URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/19/trebovaniya-k-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-v-usloviyah
  3. Инклюзия в штрихах: из опыта США [Электронный ресурс]. – URL : https://pedsovet.org/beta/article/inkluzia-v-strihah-iz-opyta-ssa

PDF