Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОДО В ПМР

Авторы: Г. В. Бойко, Ю. В. Мамей
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 159.922.72

Ю. В. Мамей, Г. В. Бойко

I. V. Mamei, G. V. Boiko

Мамей Юлия Викторовна, воспитатель, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 2 общеразвивающего вида», г. Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика.

Бойко Галина Васильевна, заведующий, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 2 общеразвивающего вида», г. Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика.

Mamie Iulia Victorovna, tutor, MDOU «Rybnitsky kindergarten No. 2 of a general development type», Rybnitsa, Pridnestrovian Moldavian Republic.

Boiko Galina Vasilievna, headmistress, MDOU «Rybnitsky kindergarten No. 2 of a general development type», Rybnitsa, Pridnestrovian Moldavian Republic.

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОДО В ПМР

WORK WITH CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN ОDO IN PMR

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрено инклюзивное образование, которое обеспечивает обучение ребенка с ОВЗ в среде сверстников с учетом его особых образовательных возможностей.

Annotation. The article is devoted to the problem of teaching children with disabilities. Inclusive education, which provides peer education for children with LOH, taking into account their special educational opportunities.

Ключевые слова: интеграция, инклюзивное образование, адаптация, социализация.

Keywords: integration, inclusive education, adaptation, socialization.

 

Внедрение в нашей Республике процесса интеграции и инклюзии в образовательное пространство является не только отражением времени, переосмысление обществом отношения к детям с особыми возможностями здоровья, но и обязательным компонентом закона ПМР «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Дети с ОВЗ − это группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

Дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их социализации в современном обществе. Они выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют [1, с. 6].

Многие детские сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп. Как раз потому, что необходимо приобрести дополнительные средства обучения и специальное оборудование, а это требует материальных затрат, которые в наше время затруднительно получить. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья. Коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего». Из-за отсутствия опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада педагоги испытывают трудности. Многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в одну группу с «особенным» ребенком, поэтому не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Несмотря на все проблемы, инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их независимости и самостоятельности, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными.

Инклюзия на этапе дошкольного образования – это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ОВЗ, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми [1, с. 9].

Многие страны и Приднестровье в том числе, признают интегрированное образование наиболее перспективной организационной формой.

Процесс интеграции отразился и в жизни нашего детского сада. В нашей группе появился прекрасный, добродушный мальчик Коля. Он был открытый, на контакт с детками и взрослыми вступал с охотой. Очень эмоционален. В детском коллективе спокоен, часто испытывал позитивные эмоции, на занятиях смеялся и улыбался.

Обследованием ребенка, поступающего в дошкольное образовательно учреждение с ОВЗ занимались такие специалисты как: педагог-психолог, логопед-дефектолог, медсестра.

Наши специалисты беседовали с родителями, изучали медицинскую карту ребенка, обследовали физическое и психическое развитие.

В МДОУ «Рыбницкий детский сад №2 общеразвивающего вида» модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов (педагоги-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медсестры) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями построена следующим образом.

Педагог-психолог организует взаимодействие педагогов, проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми, повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада, проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед − диагностирует уровень экспрессивной и импрессивной речи, составляет индивидуальные планы развития, проводит индивидуальные занятия, это и постановка правильного речевого дыхания, и коррекция звуков, их автоматизация.

Учитывая психологическое, речевое и физическое развитие ребенка − музыкальный руководитель использует на занятиях элементы музыкотерапии, тем самым осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание ребенка.

Инструктор по физической культуре укрепляет здоровье детей при помощи специального комплекса упражнений. Это и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы, воспитывает устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт.

Медсестра следит за здоровьем ребенка посредством регулярных осмотров, следит за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм. Проводит оздоровительные мероприятия [2, с. 331].

Одним из условий работы воспитателя – создание предметно-развивающей среды для ребенка, т.е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Наша задача как воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.

Организуя совместную и самостоятельную деятельность детей, мы создаем благоприятный климат в группе, воспитываем культурно-гигиенические навыки, развиваем мелкую и общую моторику, консультируем родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

У Николая характерны моторные трудности, низкая работоспособность, двигательная расторможенность, что требовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режимных моментах увеличивали время, отводимое на проведение гигиенических процедур и приема пищи.

В работе с ребенком с ОВЗ очень важен адаптационный период. Он испытывал трудности при вхождении в интеграционное пространство, не вступал в контакт, не отпускал родителей. В этот период мы обеспечивали положительное, эмоциональное состояние, снимали стресс, создавали спокойную обстановку, старались наладить контакт.

Планируя работу с ребенком с ОВЗ, мы использовали более доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

Воспитатели МДОУ «Рыбницкий детский сад № 2 общеразвивающего вида» активно работают с родителями ребенка с ОВЗ, т.к. в дошкольном возрасте семья является основой развития каждого ребенка. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие с семьей воспитанника.

Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ позволяет значительно оптимизировать работу педагогического коллектива, повышает качество воспитательно-образовательного процесса в работе с воспитанниками с ОВЗ и создает условия для оптимального социального партнерства с семьей ребенка [3, с. 318].

Работая с ребенком с ОВЗ, мы столкнулись с такой задачей, т.к. в нашем детском саду группы с большим наполнением детей, должен быть еще один помощник воспитателя или наполняемость групп уменьшить.

Педагоги МДОУ «Рыбницкий детский сад № 2 общеразвивающего вида» уверенны, что только совместная и непрерывная работа педагогов и семьи получается положительный результат.

В нашей работе используем такие формы как консультирование («Здоровье в ладошках», «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях», «Адаптация детей с ОВЗ».), дни открытых дверей (родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалиста), семинары-практикумы − где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. При проведении совместных праздников родители видят достижения своего ребенка, участвуют вместе с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Создание психологической, нравственной атмосферы, в которой ребенок с ОВЗ перестанет ощущать себя не таким как все и приобретет право на счастливое детство.

Наша задача помочь им занять достойное место в обществе, социализироваться и наиболее полно реализовать свои личностные качества и возможности.

В своей работе мы руководствуемся Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, постановлением «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Приднестровской Молдавской Республике на 2020 – 2026 гг.» (от 7.02. 2020 г.), которое говорит о том, что Республика заботится о своем будущем поколении.

Список литературы

  1. ГОС ДО ПМР. Постановление от 7.02.2020 г. № 21 об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Приднестровской Молдавской Республике на 2020-2026 гг. [Текст]. – г. Тирасполь. − 16 с.− Текст : непосредственный.
  2. Ананьина, С. А. Актуальные проблемы и эффективные модели коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ [Текст]. / С. А. Ананьина, под ред. Международный научный журнал «Молодой ученый». – № 49 (183) / Декабрь 2017. – 331 с. – Текст : непосредственный.
  3. Татарина, Т. А. Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеразвивающей группы ДОУ [Текст]. / Т. А. Татарина. // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. – Мурманск : ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.

Теги: интеграция, инклюзивное образование, адаптация, социализация, integration, inclusive education, adaptation, socialization

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация