ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Кузеванова Анастасия Анатольевна

УДК 378.637+376.02

А. А. Кузеванова

A. A. Kuzevanova

Кузеванова Анастасия Анатольевна, ассистент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Россия.

Kuzevanova Anastasia Anatolyevna, Assistant of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

PROBLEMS OF PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES IN A SMALL RURAL SCHOOL

 

Аннотация. В статье дается описание существующих проблем в процессе подготовки будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы на основе результатов опроса преподавателей, осуществляющих данную подготовку.

Annotation. The article describes the existing problems in preparing a future teacher to work with children with disabilities in a small rural school based on the results of a survey of teachers who carry out this training.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов, подготовка студентов, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, малочисленная сельская школа.

Keywords: training of future teachers, training of students, students with disabilities, a small rural school.

 

В связи с изменениями подходов в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) актуализируются вопросы, связанные с эффективным управлением процессом включения ребенка данной категории в образовательное пространство. Обеспечить доступность образования, выбрать образовательный маршрут, учитывающий образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет инклюзивное образование [7].

Особое место в процессе создания психолого-педагогических условий для совместного обучения детей с ОВЗ и их сверстников с нормой развития занимает педагог. Так, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» («18» октября 2013 г. № 544н) содержит положения, подтверждающие, что педагог должен иметь навыки использования и апробации специальных подходов к обучению (для включения в образовательный процесс всех категорий обучающихся) [6].

Несмотря на это, С. В. Алехина, О. А. Козырева, О. С. Кузьмина подчеркивают, что в профессиональной деятельности педагога возникают некоторые затруднения, связанные с фрагментарностью знаний в области инклюзивного образования, недостаточным владением технологиями инклюзивного образования, отсутствием мотивов к работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья и т.д. [1, 4, 5].

Особенно остро этот вопрос стоит в малочисленных сельских школах. В каждом субъекте Российской Федерации доля малокомплектных и малочисленных сельских школ различна. Так, в Алтайском крае в течение нескольких лет она находится на уровне 63 % [3].

У учителя малочисленной сельской школы имеется специфический спектр трудностей, проявляющихся в нахождении в классе обучающихся различных нозологических групп, в отсутствии в образовательной организации специалистов дефектологического и психолого-педагогического профилей, и, как следствие, недостаточной консультативной помощи и т.д. [2].

Отсюда следует, что в вузе должна быть организована специальная подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт послужил толчком в изучении процесса указанной подготовки, и рассмотрении тех проблем, с которыми сталкивается преподаватель, организуя работу со студентами в данном направлении.

С этой целью нами было организован и проведен опрос, в котором приняли участие 25 преподавателей Алтайского государственного педагогического университета и Томского государственного педагогического университета, осуществляющих подготовку учителей начальных классов. Практический опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья имели 48 % опрошенных.

Респондентам был предложен вопрос: «С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья?»

На первом месте преподаватели (52 %) отмечали проблемы, связанные с нехваткой практического опыта у студентов и сложностями применения имеющихся знаний в образовательном процессе. Респонденты указывают, что у студентов имеется достаточный уровень знаний в области образования лиц с ОВЗ, но процесс их переноса в практическую деятельность оказывается затруднен. Таким образом, основной трудностью в деятельности преподавателя выступает поиск методов, приемов, средств воздействия, которые бы позволили будущим учителям применять полученные знания в работе с данной категорией детей. Преодоление вышеуказанных трудностей возможно, на наш взгляд, если в содержание рабочих программ преподаваемых дисциплин выносить отдельные темы, связанные с практической подготовкой студентов в данной области, раскрывающие способы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и др.

Вместе с тем, 28 % преподавателей подчеркивают, что их личные знания, умения, навыки не позволяют организовать такого рода подготовку в рамках преподаваемых дисциплин. Отсюда следует, что второй по значимости, выступает проблема квалификации педагога высшей школы. Он должен транслировать знания и умения, связанные с проектированием образовательного процесса в классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с нормой развития, должен понимать систему работы с детьми данной категории. Решение обозначенной проблемы возможно через организацию курсов повышения квалификации для преподавателей.

Проблемы, обусловленные недостатком времени преподавателей для подготовки студентов к работе с детьми с нарушениями развития отметили 20 % респондентов. Так, часть опрошенных подчеркивают, что «осуществляли бы работу в данном направлении, но в рамках преподаваемых дисциплин на это недостаточно времени». На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо пересмотреть компоненты и содержание рабочих программ дисциплин, ввести отдельный блок, направленный на подготовку будущих учителей начальных классов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые участники исследования (16 %), в процессе подготовки педагогов к данной работе сталкиваются со сложностями организационного характера, которые проявляются в невозможности посещения уроков в образовательных организациях, где реализуется инклюзивное образование, и дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с их нормотипичными сверстниками. Преподаватели обращают внимание на то, что именно такая форма работы могла бы способствовать формированию практических умений и навыков у будущих учителей начальных классов в работе с детьми указанной категории. Отмеченная проблема, может быть решена, по нашему мнению, путем заключения договоров между высшим учебным заведением и школой, реализующей инклюзивную практику.

Респонденты (8 %) определяют основной проблемой недостаток в библиотеке учебной литературы, позволяющей организовывать занятия по подготовке студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, педагоги не указывают на то, каким образом, возможно изменить сложившуюся ситуацию. Отметим, что на сегодняшний день, имеется литература, раскрывающая особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Решение обозначенной проблемы возможно через организацию взаимодействия с библиотекой, направленного на приобретение необходимых учебных и учебно-методических пособий.

Из числа опрошенных, 4 % подчеркивают, что основную массу практических умений и навыков студенты могут получить в процессе прохождения педагогической практики. В свою очередь, на практике будущие педагоги малочисленных сельских школ не получают достаточного собственного опыта работы с детьми с ОВЗ. Это, по нашему мнению, может быть связано с тем, что практика организуется в школах, которые не могут обеспечить ее необходимого качества. В дополнение к этому, чаще всего, базами практик выступают образовательные организации, которые являются территориально близкими. В этой связи, становится невозможным представить специфику работы учителя начальных классов в малочисленных сельских школах.

Таким образом, в рамках данной статьи была предпринята попытка ответить на исследовательский вопрос «Почему будущие педагоги не готовы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы?» Анализируя ответы преподавателей вуза, мы пришли к выводу, о том, что в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья они сталкиваются с рядом проблем.

Центральными в процессе подготовки выступают проблемы содержательного характера, связанные с процессом обучения студентов технологиям, способам, приемам работы с обучающимися, имеющими ограниченными возможностями здоровья, так как, будущие педагоги в профессиональной деятельности испытывают трудности, связанные с самостоятельным принятием решений в инклюзивном образовательном процессе, неумением применить теоретические знания в практике. Педагоги высшей школы, учитывающие это в рамках преподаваемых дисциплин, будут обеспечивать приобретение студентами личного смысла и ценности собственной профессиональной деятельности с детьми данной категории.

Вместе с тем, особое внимание заслуживает проблемное поле, возникновение которого обусловлено недостаточным уровнем подготовки преподавателей вуза в области работы с обучающимися с ОВЗ. Результаты исследования показали, что часть преподавателей не проводят работы по подготовке к осуществлению профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как у них отсутствуют знания и опыт деятельности в этой области, недостаточно времени для организации такой подготовки.

На основании изложенного, выявленный спектр возникающих у преподавателей трудностей, представляется возможным учитывать при проектировании, организации и реализации процесса подготовки будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Алехина, С. В. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма [Текст]. / С. В. Алехина, Л. П. Фальковская. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2014. – 28 с. – Текст : непосредственный.
  2. Гнедова, С. Б. Ресурсы профессионального развития учителей инклюзивного образования в контексте проблемы самоактуализации [Текст]. / С. Б. Гнедова, И. В. Михайлова, А. С. Седунова // Теория и практика общественного развития, 2014. – № 6. – С. 58-60. – Текст : непосредственный.
  3. Итоговый отчет Министерства образования и науки Алтайского края о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2018 год [Электронный ресурс]. – URL : http://www.educaltai.ru/about_main/report/ (дата обращения : 18.10 2020)
  4. Козырева, О. А. Моделирование профессиональной компетентности учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст]. / О. А. Козырева. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 127 с. – Текст : непосредственный.
  5. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. … канд. пед. наук [Текст]. / О. С. Кузьмина. – Омск, 2015. – 318 с. – Текст : непосредственный.
  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). [Электронный ресурс]. – URL : https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения : 18.10. 2020)
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 18.10 2020)

PDF