ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Гореленко Юлия Анатольевна , Рудакова Наталья Павловна

УДК 376.1

Ю. А. Гореленко, Н. П. Рудакова

J. A. Gorelenko, H. P. Rudakova

Гореленко Юлия Анатольевна, 2 курс, магистратура ПиМНО, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск, Россия.
Рудакова Наталья Павловна, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой логопедии и олигофренопедагогики, ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск, Россия.

Gorelenko Julia Anatolievna, 2 course, master’s degree program PiMNO, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia.
Rudakova Natalia Pavlovna, candidate of pedagogical sciences, аssociate Professor, Head of the Department of Speech Therapy and Oligophrenopedagogy, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

RESEARCH OF THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDER DEVELOPMENT

 

Аннотация. В статье даны результаты обследования грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, при обследовании грамматического строя речи раскрыты методики обследования.

Annotation. The article presents the results of a survey of the grammatical structure of speech of older preschoolers with general speech underdevelopment, while the survey of the grammatical structure of speech reveals the methods of the survey.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, исследование грамматического строя речи.

Keywords: general speech underdevelopment, a study of the grammatical structure of speech.

 

Грамматический строй языка дошкольника и его развитие обращал к себе внимание известных исследователей, таких как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, К. Кэзден, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др.

Профессор В. И. Лубовский говорил: «Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка, является важнейшим условием для его полноценного и общего психического развития. Так как язык и речь играют ведущую роль в развитии мышления и речевого общения, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в планировании и организации деятельности ребенка, в проявлении важнейших психических процессов таких, как память, восприятие, эмоции» [2].

Исследования в области развития грамматического строя языка, под руководством Ф. А. Сохина и М. М. Кониной, выявили механизм формирования грамматического структурирования в словообразовании и синтаксисе, определили общие и различное в освоении этих сторон. Также были определены особенности формирования грамматического строя языка в разные возрастные периоды, взаимосвязь игровой деятельности и смысловой стороны речи, влияние разной организации игровой деятельности на активизацию синтаксиса.

На основе полученных данных ученые стали говорить, что владение грамматическим строем языка происходит на основе познавательного развития, в ходе игровой деятельности, труда и других видов детской деятельности [6].

По мнению Т. Б. Филичевой, общее недоразвитие речи (далее ОНР) является речевой патологией, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы, а именно: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [3].

Исследование развития грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста проводилось по методикам диагностики устной речи Т. А. Фотековой, диагностики развития грамматического строя речи М. А. Поваляевой, Г. А. Волковой, Г. В. Чиркиной.

Обследование грамматического строя начиналось с предварительной беседы для выявления у дошкольников аграмматизмов [4].

Детям предлагалось составить предложения по отдельным или опорным словам. В беседе у детей выявляли умение употреблять имена существительные в разных падежах, числах, согласование глагола и имени существительного с предлогом, согласовывать имена существительные и именами прилагательными. Дети старшего дошкольного возраста (27 % и 34 %) в беседе показали низкий и ниже среднего уровень владения грамматическими категориями.

Следующая серия заданий была направлена на выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать слова. Детям предлагались игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений [3].

При выполнении заданий на понимание грамматических структур все дошкольники показали высокий уровень понимания предложений, иллюстрируя смысл предложений с помощью игрушек.

При выполнении задания на формирование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных дошкольники (54 %) показали высокий уровень образования форм множественного числа именительного и родительного падежей.

Задание на составление предложения из трех слов у дошкольников выявили затруднения в согласовании слов в предложении. У 47 % детей низкий уровень по составлению предложений, можно сделать вывод, что дети не умеют составлять и согласовывать слова в предложении.

Следующая серия заданий была направлена на исследование способности к словоизменению [1].

Дети показали низкий и ниже среднего уровень (21 % и 34 %) изменения слова по падежам, преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное, образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе, согласование имен прилагательных и существительных. У дошкольников были трудности в смешении падежных форм в окончании существительных, особенно в окончаниях винительного, родительного и предложного падежей. Также дети пропускали предлоги, заменяли окончания существительных на флексию – ов. У детей при обследовании согласования имен существительного и прилагательного ошибки в замене окончания мужского рода, окончанием женского или наоборот. Это доказывает несформированность грамматического категории рода.

При исследовании словообразования дети с общим недоразвитием речи допускали ошибки в образовании существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом, при образовании имен прилагательных от имен существительных, также не образовывали глаголы движения

При обследовании грамматического строя у детей с ОНР выявили следующие трудности в употреблении падежных конструкций, частые ошибки в образовании имен существительных, употреблении приставок.

Таким образом, проведение диагностического обследования позволило определить нам уровень развития грамматического строя детей с ОНР III уровня, у каждого из них был различен. На основании полученных данных логопедического обследования основное внимание при планировании этапов коррекционной работы нами было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, были подобраны и систематизированы игры, которые могут быть использованы в логопедической работе с детьми с ОНР III уровня по формированию у них грамматического строя речи.

 Список литературы

  1. Волкова, Г. А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]. / Г. А. Волкова. –
    С-Пб. : Детство-Пресс, 2009. – 130 с.
  2. Лубовский, В. И. Специальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]. / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
  3. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст]. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
  4. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : «Альфа», 1991. – 157 с.
  5. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст]. / Т. А. Фотекова. – М. : АРКТИ, 2000. – 560 с.
  6. Эльконин, Д. Б. Психология развития в детском возрасте [Текст]. / Д. Б. Эльконин. – М. : «Альфа», 1997. – 650 с.

PDF