Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор: К. С. Читайло
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 37.047

К. С. Читайло

K. S. Chitailo

Читайло Кристина Сергеевна, студентка 2 курса магистратуры, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Chitailo Kristina Sergeevna, 2-year student of magistracy, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

POSSIBILITIES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях в организациях дополнительного образования. Приведен пример разработки интерактивного упражнения для закрепления изученного материала по такому предмету как ментальная арифметика.

Annotation. The article is devoted to the possibilities of using information and communication technologies in the classroom in organizations of additional education. An example of developing an interactive exercise for consolidating the studied material on such a subject as mental arithmetic is given.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дополнительное образование, ментальная арифметика.

Keywords: information and communication technologies, additional education, mental arithmetic.

 

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в современном мире набирает все большие обороты. Сегодня трудно представить свою жизнь без смартфонов, компьютеров, смарт-часов и прочих гаджетов. Цифровая среда окружает нас со всех сторон, что позволяет говорить о том, что ИКТ уже давно проникли во все сферы жизнедеятельности, в том числе и образование. Любой урок становится интереснее и нагляднее для школьника, если на нем используются те или иные средства информатизации. Помимо уже привычных презентаций для сопровождения урока, все чаще учителя стали геймифицировать свои уроки путем использования компьютера и его возможностей.

ИКТ могут служить отличным средством для развития интеллектуальных и творческих способностей детей в организациях дополнительного образования. Даже недолгое применение информатики и ИКТ на занятиях, например, в виде средств мультимедиа, способствует развитию самого процесса образования и повышению интереса к нему со стороны учащихся и педагогов. Однако разрозненное применение информационных технологий не позволяет в полной мере удовлетворять индивидуальные запросы обучающихся. Наиболее важно в этом вопросе уделять внимание младшим школьникам, поскольку именно в это время происходит активное формирование творческой личности учащихся [1].

Рассмотрим две популярные ИКТ технологии – мультимедийные презентации и интерактивные упражнения. Данные технологии в дополнительном образовании позволяют повысить наглядность и улучшить восприятие учебного материала, что увеличивает эффективность обучения.

Мультимедийные презентации станут хорошем подспорьем на любом из этапов занятия: разминка, проверка домашнего задания, знакомство с новым материалом и закрепление знаний. Но данная технология уже стала обыденностью, не вызывающей столь яркого интереса как раньше.

Более новой формой работы можно считать использование интерактивных технологий. Подобный вид технологий приносит новизну в процесс обучения, позволяет активизировать различные каналы восприятия ученика. Интерактивные задания сочетают в себе сильные распределенные образовательные ресурсы, позволяющие создать такую среду, где будут формироваться и проявляться ключевые компетенции, первым делом информационная и коммуникативная.

Использование интерактивных технологий на уроках, а именно, интерактивных заданий и упражнений помогает:

  • сделать процесс обучения более индивидуальным, тем самым подстроить его под личностные особенности и потребности ученика;
  • организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
  • лаконично отразить большой объем учебного материала, организовав его структурированно и последовательно;
  • повысить визуальное восприятие и адаптировать понимание учебной информации;
  • стимулировать познавательную активность учеников.

Многие дисциплины дополнительного образования могут изучаться с применением ИКТ. По словам О. А. Ковтун, И. С. Ковтун «на современном этапе существует множество различных методик интеллектуального развития. Все большую популярность начинает приобретать методика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста устному счету – “Ментальная арифметика”» [2].

Обратимся к использованию возможностей ИКТ на занятиях по ментальной арифметике. В зависимости от этапа урока и формы работы можно подобрать определенные средства ИКТ: мультимедийные презентации интерактивные задания на компьютере, приложения на смартфоне и др.

Остановимся подробнее на интерактивных заданиях.

Мы использовали сервис LearningApps.org, где можно выполнить задание, подготовленное учителем, а результаты выполненных заданий отобразятся в аккаунте учителя.

Используя сервис LearningApps.org, была разработана интеллектуальная игра по мотивам телепередачи «Кто хочет стать миллионером?». Дать возможность школьникам пройти данную викторину целесообразно для закрепления и контроля знаний после изучения школьниками темы «Правила больших и маленьких друзей». Викторина представляет собой 6 вопрос разного уровня сложности, ответив верно на которые ученик становится «миллионером» (рис. 2).

Ссылка на викторину: https://learningapps.org/display?v=pich7iqy320 (рис. 1).

Включив в урок данное интерактивное задание, было отмечено значительное повышение интереса учеников к повторению пройденного материала. Некоторые школьники настолько увлеклись, что сыграли в викторину более одного раза за урок, а затем и дома.

Подводя итоги проделанной работы, можно утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в организациях дополнительного образования помогает сделать обучение для ребенка более привлекательным, современным, а также стимулирует его интерес в повторении пройденного и изучении нового материала.

Список литературы

  1. Ковтун, О. А. Ментальная арифметика как современная методика обучения дошкольников устному счету [Текст]. / О. А. Ковтун, И. С. Ковтун. // Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2018. – С. 148-152.
  2. Стась, А. Н. Использование информатики и икт в дополнительном образовании [Текст]. / А. Н. Стась, К. И. Раздобреева. // Научные исследования : от теории к практике, 2016. – № 8. – С. 143-145.

Теги: информационно-коммуникационные технологии, дополнительное образование, ментальная арифметика, information and communication technologies, additional education, mental arithmetic

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация