ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Салахетдинова Алина Илдаровна

УДК 371.32:811.161.1

А. И. Салахетдинова

A. I. Salakhetdinova

Салахетдинова Алина Илдаровна, преподаватель, ГАОУ ВО МГПУ ИСПО им. К. Д. Ушинского, г. Москва, Россия.

Salakhetdinova Alina Ildarovna, lector, Moscow State Pedagogical University, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF DIGITAL EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF STUDYING THE DISCIPLINE «RUSSIAN LANGUAGE WITH TEACHING METHODS»

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации цифрового образования для студентов, осваивающих дисциплину «Русский язык с методикой преподавания». Определены особенности дистанционного усвоения данного курса, даны приёмы работы с лекционным материалом, практические упражнения для применения в цифровой среде.

Annotation. This article examines the features of the organization of digital education for students studying the discipline «Russian language with teaching methods». Author gives the features of distance learning of this course and practical exercises for use in the digital environment.

Ключевые слова: русский язык, методика преподавания русского языка, студенты педагогического колледжа.

Keywords: Russian language, methods of teaching Russian, students of the pedagogical college.

 

В настоящее время, в условиях вынужденного перехода всей системы профессионального образования на дистанционное обучение, цифровое образование, как единственно возможная форма организации работы обучающихся, получило ключевое значение. Большое разнообразие выбора технических средств для работы ограничивается удобством для учителя и доступностью для использования студентами. Помимо технических трудностей, образовательные учреждения столкнулись с рядом организационных и методических проблем. Как высшие учебные заведения, так и общеобразовательные школы остро нуждаются в инструментах, которые можно было бы применять в новом (дистанционном) формате, при этом сохраняя преимущества классического очного обучения [1, c. 47].

В нашем университете используется программа Microsoft Teams, которая обладает необходимыми инструментами для организации активной работы студентов во время занятий. Кроме того, есть возможность организовывать централизованную сдачу работ и выставление оценок. Поскольку использование цифрового обучения распространяется на все дисциплины, которые осваивают студенты, перед каждым преподавателем ставится цель построить освоение своего предмета максимально эффективно и интересно для студентов. В соответствии с психофизиологическими особенностями нашего организма, длительное нахождение за компьютером негативно сказывается как на общем состоянии здоровья, так и на качестве познавательной деятельности. От однообразной работы у человека сужается поле зрения, рассеивается внимание и снижается его концентрация, страдает восприятие. Всё это добавляет трудностей к привычным, возникающим во время освоения дисциплин программы: теперь учителю приходится искать новые способы организовать познавательную деятельность студентов так, чтобы информация усваивалась ими в полном объеме, а познавательный интерес не только не угасал, но и постоянно активизировался.

Методика преподавания русского языка – это одновременно и теоретическая и прикладная дисциплина. Студенты, обучающиеся по специальности «Педагогика начального образования», зачастую не владеют необходимым набором знаний из области лингвистики, которые необходимы им для освоения программного материала. Так, тема «Фонетика как раздел языкознания» предполагает усвоение студентами основ сонорной теории слогообразования Р. И. Аванесова, что не для всех студентов выступает как интересный материал. Однако, когда данная тема преподносится в соответствии с определёнными правилами, она становится действительно важной для студентов, они осознают её практическую значимость, стремятся разобраться в ней. Теоретический материал по русскому языку исконно относится к категории трудных для усвоения без практических примеров. Не имея возможности привлечь студентов к активной деятельности в рамках очного взаимодействия, преподаватель вынужден разрабатывать приёмы, позволяющие максимально приблизить дистанционную работу к очной, вовлечь студентов в совместный поиск решения и открытие нового знания.

Множество тем, изучаемых в рамках методики преподавания русского языка, имеют прикладной характер. Раскрывая эти темы, преподаватель все время обращается к педагогическому опыту – своему, студентов или методистов. Чтобы избежать известного формализма, возникающего зачастую в ходе освоения гуманитарных дисциплин, преподавателю необходимо организовывать активную деятельность студентов, демонстрировать им методы и приёмы работы, чтобы они «проходили через них»: активизировали те же ощущения и инсайты, что и у младших школьников в ходе применения в начальных классах. Цифровой формат обучения требует разработки приёмов работы, которые позволили бы преподавателю максимально вовлечь студентов в деятельность, вызывать у них эмоциональное отношение к изучаемой теме.


Поскольку теоретический материал преподносится с использованием презентации, важными выступают основные требования к ней, которые помогают ей быть информативной, интересной, привлекательной для студентов:

  1. Оформление презентации не должно быть перегружено лишними изображениями и анимацей. При этом, презентация не должна быть сухой, цвет фона – желательно пастельный, светлый, цвет текста – тёмно-синий или чёрный. Желательна высокая контрастность.
  2. Подбираемые изображения желательно использовать в формате png, без фона, с чёрным контуром.
  3. Шрифт презентации – Arial или идентичный ему, так как популярный Times New Roman имеет буквенные штрихи, что затрудняет чтение.
  4. Задания для учащихся должны быть видны на весь экран, то есть, если на слайде, помимо самого задания, есть другие объекты, во время работы над заданием его необходимо максимально увеличить. Во-первых, объекты не будут отвлекать их, во-вторых, это снизит нагрузку на зрение.
  5. Демонстрация презентации должна сопровождаться устными заданиями (беседой, объяснениями), либо иметь интерактивный контент для работы студентов.
  6. Использование в презентации объектов SmartArt позволяет передать логику построения материала, что существенно облегчает его восприятие и запоминание (рис. 1).
  7. Максимальное сокращение текста на слайде. Несмотря на привычность и обыденность этого требования, в ходе дистанционного обучения оно приобретает особое значение.
  8. Комментарии к презентации должны быть эмоциональными, яркими, снабжёнными примерами из практики.
  9. Видеокамера преподавателя должна быть включена для дополнительного привлечения внимания студентов к мимике и жестам.

Прикладной характер дисциплины, как было сказано ранее, требует особого подхода к отбору упражнений. Были разработаны приёмы, совмещающие в себе возможности цифрового образования как формы логичного и ёмкого, сжатого отображения материала, так и формы работы, обращающие студента к эмоциональному восприятию материала, «пропуская через себя»:

  1. Подбор изображений к презенации. Задача студента – выбрать максимально отражающие материал изображения, объединённые в логические схемы с помощью объектов SmartArt. Особенность работы в том, что другие студенты во время практического занятия должны догадаться, какую тему из пройденных зашифровал автор.
  2. Организация практических занятий с использованием материалов учебников, используемых в российских школах. Задача студентов – подобрать задание, соответствующее изучаемой теме, возрасту детей.
  3. Решение практических кейсов – студентам даётся пример ситуации, с которой может столкнуться учитель начальных классов на практике: ребёнок с трудностями в обучении (студентам демоснтрируется его работа, нужно определить характер трудностей и пути их преодоления), выбор упражнения, соответствующего методической задаче (рис. 2).
  4. Разработка интерактивных уроков для школьников с использованием технологий цифрового образования Я.класс, МЭШ, Учи.ру. Для этого были разработаны практические работы, которые предлагаются студентам в виде отдельных файлов. Вовлечение студентов в разработку цировых уроков способствует лучшему пониманию ими особенностей восприятия такой информации, позволяет «прочувствовать на себе» необходимость привлечь внимание, создать интересное и ценное с точки зрения программного материала задание.
  5. Организация конференций-практикумов «Я – учитель!». Такие конференции предполагают два этапа работы на занятии. На первом этапе преподаватель в ходе лекции даёт студентам новый материал. Задача группы студентов на практическом занятии – подготовить фрагмент урока в начальной школе, соответствующий этому материалу, раскрыть методику преподнесения темы младшим школьникам, особенности работы учителя. Вторая часть практического занятия посвящена обсуждениям подготовленного фрагмента.

Таким образом, работа студентов в режиме цифрового образования требует от преподавателя готовности работать в разных направлениях: с одной стороны, схематизировать материал, логично его выстраивать для лучшего усвоения; с другой стороны, необходима эмоциональность, практикоориентированность, открытость по отношению к студентам, готовность к диалогу. Подготовка занятий для дистанционного обучения зачастую занимает гораздо больше времени, чем для очного, поэтому преподавателю важно поддерживать как познавательный интерес студентов, так и собственный интерес к профессии, желание искать новое и реализовывать себя в необычном направлении.

Список литературы

  1. Karnaukh, N. L. Provedeniye integrirovannogo zanyatiya v usloviyah distantsionnogo obrazovaniya. / N. L. Karnaukh, A. Yu. Trubetskaya. – Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. – 2021. – № 1. – p. 47-50.

PDF