ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАМСКО-УСТЬИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Мухаммадуллина Алия Аликовна , Сафиуллин Нияз Азатович

УДК 373.2

А. А. Мухаммадуллина, Н. А. Сафиуллин

A. A. Muhammadullina, N. A. Safiullin

Мухаммадуллина Алия Аликовна, магистрант 2 курса, ФГБОУ ВО Казанский ГАУ, г. Казань, Россия.
Сафиуллин Нияз Азатович, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Казанский ГАУ, г. Казань, Россия.

Muhammadullina Aliya Alikovna, undergraduate 2nd year, Kazan state agrarian university, Kazan, Russia.
Safiullin Niyaz Azatovich, Senior Lecturer, Kazan state agrarian university, Kazan, Russia.

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАМСКО-УСТЬИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

DIGITALIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION IN KAMSKO-USTINSKY MUNICIPAL DISTRICT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме цифровой трансформации деятельности учреждений дошкольного образования в муниципальных районах Республики Татарстан. Приводятся данные о текущем состоянии дошкольного образования в районе. Предлагается использование инструментов цифровизации дошкольного образования на примере дошкольных образовательных учреждений муниципального района.

Annotation. The article is devoted to the digital transformation of pre-school institutions in the municipal areas of the Republic of Tatarstan. Data on the current state of pre-school education in the area are provided. It is proposed to use the tools of digitalization of pre-school education on the example of pre-school educational institutions of the municipal district.

Ключевые слова: дошкольное образование, цифровизация, Республика Татарстан, детский сад.

Keywords: preschool education, digitalization, Republic of Tatarstan, kindergarten.

 

Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году дала ясное понимание необходимости скорейшего перевода множества образовательных и воспитательных процессов в виртуальный формат. Многие образовательные учреждения в период жестких мер по ограничению распространения инфекции в спешном порядке осваивали инструменты цифровой трансформации своей деятельности.

По мнению Э. Ф. Амировой цифровизация связана с развитием и внедрением различных информационных технологий, которые займут плотное место в жизни людей [1].

Цифровизация коснулась не только учреждений высшего и среднего образования, но и дошкольного. Особенно сложно этот процесс происходил в сельской местности, так как здесь присутствует цифровой разрыв между городом и селом. Это связно и с низкой пропускной способностью сетей, и с меньшим уровнем компьютерной грамотности населения.

В качестве примера успешной цифровизации дошкольного образования был выбран Камско-Устьинский муниципальный район Республиики Татарстан. Республика давно известна как пилотный регион для внедрения передовых инноваций в различных сферах экономики, в том числе и образовании.

Камско-Устьинский муниципальный район находится на западе Татарстана, здесь сливаются Волга и Кама. На территории муниципального района расположены три поселка городского типа и 17 сельских поселений. Всего в районе проживают около 16,3 тыс. человек, среди которых татары 54,7 %, русских 42,3 % и 3 % являются представителями других национальностей.

Как видно из представленных данных количество учреждений дошкольного образования в районе сокращается, но незначительно. За исследуемый период сокращение составило 7,6 %. В настоящее время в Камском Устье функционируют детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением коррекции речевого отклонения и оздоровления воспитанников № 1 «Радуга» и Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей раннего возраста № 2 «Солнышко», в крупных сельских поселениях также работают дошкольные учреждения.

Вместе с тем в районе прослеживается снижение количества воспитанников и педагогических работников учреждений дошкольного образования. За три года снижение составило 6,6 % и 11,5 % соответственно. В 2019 году на одного педагога приходилось 10,4 воспитанника, что на 5,1 % выше, чем в 2017 году. Можно сделать вывод, что нагрузка педагогов дошкольного образования увеличивается, поэтому становится актуальным поиск и применения механизмов облегчениях их труда.

В этом плане цифровая трансформация деятельности педагогов дошкольного образования позволит сократить работу в сфере рутинных процедур. Это позволит сосредоточить внимание на реализацию проектов по патриотическому и экологическому воспитанию детей [2]. В отличие от среднего и высшего образования, где школьники и студенты могли продолжать обучение в дистанционном формате, организация дошкольного образования с использованием подобных технологий усложняется. Поэтому внимание в этом направлении необходимо уделить педагогам.

По новым стандартам к кадровым условиям педагогический персонал дошкольных учреждений должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Поэтому 84 % воспитателей дошкольных учреждений Касмско-Устьинского района прошли курсы повышения квалификации. 100 % русскоязычных воспитателей прошли обучение в онлайн-школе «Ана теле». В целях совершенствования работы в дошкольных образовательных организациях ежемесячно проводятся совещания и семинары заведующих детских садов.

В районе действует президентская программа «Бәләкәч» – «Малыш», которая на создание дополнительных дошкольных мест. Кроме этого, в районе реализуется концепция «Электронный детский сад», целью которой является формирование единого информационного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, органами управления образованием и другими институтами детства, а также совершенствование воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Согласно проекту, должны быть реализованы следующие элементы инфраструктуры:

  1. Электронная база данных очерёдности в ДОУ.
  2. Охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  3. Управление дошкольным образовательным учреждением.
  4. Использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
  5. Организация методической работы.
  6. Информационно-коммуникационные технологии работе с родителями.
  7. Информационно-коммуникационные технологии для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Комплексное взаимодействие всех участников дошкольного образования на уровне ИКТ позволит обеспечить наиболее эффективное решение задач не только дошкольного образовательного учреждения, но и повысит потенциал семейного воспитания [3].

Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что в Касмско-Устьинском муниципальном районе Республики Татарстан проводится активная работа по внедрению и освоению цифровых инструментов, позволяющих обогатить интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, повысить цифровую грамотность педагога и улучшить социально-экономическое положение района в целом.

Список литературы

  1. Амирова, Э. Ф. Пути повышения производительности труда в эпоху цифровой экономики [Текст]. / Э. Ф. Амирова. // Роль социально-экономической науки в обеспечении продовольственной безопасности страны. Материалы Международной научно-практической конференции. Казанский государственный аграрный университет. – Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2018. – С. 3-8.
  2. Салихова, Э. Р. Проект по экологическому воспитанию «Юные защитники природы» [Текст]. / Э. Р. Салихова. // Организация эколого-краеведческой деятельности в школе и вузе: Материалы Всероссйской науно-практической конференции (г. Буинск 13 декабря 2019 г.). – Казань : Отечество, 2019. – С. 300-303.
  3. Проект концепции «Электронный детский сад» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Республики Татарстан. – URL : https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_72850.docx (дата обращения : 24.01.2021).

PDF