![]() |
Электронный научный журнал
Информационно-коммуникационные технологии
|
12+ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: О. Ю. Елькина
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом УДК 371.133.047 О. Ю. ЕлькинаO. Yu. ElkinaЕлькина Ольга Юрьевна, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия. Yelkina Olga Yurievna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Russia. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВREGIONAL EXPERIENCE OF PREPARING THE TEACHER FOR THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLBOYSАннотация. В статье представлен опыт системы образования Кузбасса, ориентированный на подготовку педагогов к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников на разных возрастных этапах. Данная система включает две составляющие: освоение будущими педагогами компетенций, связанных с подготовкой к решению профориентационных задач, а также деятельность системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на получение опыта деятельности по профессиональному самоопределению школьников. Abstract. The article presents the experience of the Kuzbass education system, focused on training teachers for pedagogical support of professional self-determination of schoolchildren at different age stages. This system includes two components: the development by future teachers of competencies related to preparation for the solution of vocational guidance problems, as well as the activities of the system of additional vocational education, focused on gaining experience in the professional self-determination of schoolchildren. Ключевые слова: профессиональная ориентация, готовность к деятельности, педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение. Keywords: professional orientation, readiness for activity, pedagogical support, professional self-determination. Проблема подготовки педагога к профессиональной ориентации обучающихся актуализирована участниками круглого стола «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации», проведенного 13 декабря 2017 года Советом Федерации Федерального собрания РФ [1]. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО, разработчики В. И. Блинов, И. С. Сергеев) определяет профессиональную ориентацию как систему действий по сопровождению, реализуемого на двух уровнях:
С целью подготовки будущего педагога к профессиональному сопровождению обучающихся основная образовательная программа, связанная с профессиональным образованием учителя начального общего образования в г. Новокузнецке (НГПИ – КузГПА – НФИ КемГУ) с 1995 года включает дисциплину, ориентированную на профориентационную составляющую педагогической деятельности. Компетентностно-ориентированные ФГОС ВО по направлениям педагогического образования ввели профессиональную компетенцию, направленную на развитие способности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (дисциплины по выбору «Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся» / «Организация профориентационной работы в начальной школе и в детском общественном объединении»). Рассмотрим на примере дисциплины «Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся» перечень планируемых по ней результатов обучения. Знать: основы проектирования образовательной среды методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения учащихся; особенности психолого-педагогического сопровождения учебного процесса с точки зрения реализации общекультурных компетенций; принципы индивидуального подхода к обучению. Уметь: использовать в образовательном процессе современные психолого-педагогические технологии реализации общекультурных компетенций, в том числе, в ходе социализации и профессионального самоопределения; планировать образовательный процесс с целью формирования готовности и способности учащихся к саморазвитию и профессиональному самоопределению. Владеть: навыками отбора педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся при организации педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения учащихся. Освоение данной компетенции в нашей рабочей программе дисциплины представлено на общепедагогическом и методическом уровнях. На общепедагогическом уровне будущие педагоги начальной школы осваивают следующее содержание:
На методическом уровне будущие педагоги начального общего образования осваивают формы, методы организации урочной и внеурочной деятельности профориентационной направленности; методы и приемы организации урочной деятельности профориентационной направленности (младший школьный возраст); а также методику организации и проведения:
Для оценки сформированности компетенций, закрепленных за дисциплиной, разработаны кейс-задания, содержание решение практико ориентированных педагогических и методических задач. Например, ситуация: «На мероприятии проводится игра «Кольцо профессий». Каждая группа первоклассников по очереди называет персонажа, имеющего профессию, например, милиционер дядя Степа, воспитательница фрекен Бок и др. Время для обдумывания – 5 секунд. Если команда не дает ответа, то она выбывает из игры. Побеждает команда, назвавшая героя последней». Проанализируйте ситуацию и выполните задания: Задание 1. Сформулируйте цель и задачи профориентационной игры. Задание 2. Назовите 3 формы воспитательной работы, в ходе которых целесообразно проведение данной игры. Задание 3. Опираясь на знание возрастных особенностей младших школьников, выявите особенности профессиональной ориентации в начальной школе. Задание 4. Назовите педагогические средства, применяемые для решения профориентационных задач в начальном общем образовании и имеющие практико-ориентированную направленность. Задание 5. На основе анализа работ С. Н. Чистяковой, назовите и охарактеризуйте критерии сформированности профессионального самоопределения на пропедевтическом этапе и приведите примеры показателей каждого критерия. Однако системная работа по освоению компетенции педагогического сопровождения обучающихся ведется далеко не во всех образовательных организациях высшего образования, занятых подготовкой педагогов. Опираясь на исследования И. А. Килиной (КРИРПО, г. Кемерово), констатируем, что реализуются программы магистратуры, в рамках которых преподают дисциплины, относящиеся к профессии «Профконсультант». Так, анализ сайтов, предпринятый И. А. Килиной, показал наличие в 33 из проанализированных 180 ООВО РФ дисциплин в области профориентации. Например, Так в Казанском (Приволжском) Федеральном университете по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование студенты бакалавриата изучают дисциплину «Самоопределение в профессиональной ориентации». В Кемеровском государственном университете по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Профильное и профессиональное образование» магистранты осваивают такие дисциплины, как «Психология и педагогика профильного самоопределения», «Содержание профессиональной ориентации школьников в информационном обществе», «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения» и другие. Одним из вариантов подготовки педагогов к осуществлению деятельности по профориентации выступает повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Региональный опыт свидетельствует, что разработаны и реализуются более десяти дополнительных профессиональных программ по профориентации младших школьников, по профинформированию, наставничеству, сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и другие. Наряду с курсами проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, дискуссионные клубы, тематические консультации, круглые столы, форсайт-сессии, тренинги, конкурсы, научно-практические конференции и другие. Информационное сопровождение повышения квалификации педагогов осуществляет профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир». Таким образом, результативность подготовки учителей в системе высшего и дополнительного профессионального образования к профессиональному самоопределению школьников обусловлена тем, что: структура и содержание данной подготовки является неотъемлемым компонентом всей системы образования; воспитательно-образовательный процесс предусматривает формирование профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, влияющих на успешность подготовки школьников к профессиональному самоопределению; дидактическое и методическое обеспечение подготовки педагога к профессиональному самоопределению школьников осуществляется во взаимосвязи с его интересами, запросами и личностными особенностями и требованиями ФГОС ВО. Список литературы
Теги: профессиональная ориентация, готовность к деятельности, педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, professional orientation, readiness for activity, pedagogical support, professional self-determination Оставить комментарий |
|
2016-2018 © Электронный научный журнал "Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, как средство массовой информации (СМИ) сетевое издание. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 67119 от 16.09.2016 |