НОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОПЕРЕЖЕНИЯ», ПОВЫШАЮЩАЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Ускова Юлия Вадимовна , Усков Владимир Николаевич

УДК 373.1

Ю. В. Ускова, В. Н. Усков

Y. V. Uskova, V. N. Uskov

Ускова Юлия Вадимовна, учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ № 52, г. Новосибирск, Россия.
Усков Владимир Николаевич, учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ № 52, г. Новосибирск, Россия.

Uskova Yuliya Vadimovna, a teacher of the first category, Secondary school № 52, Novosibirsk, Russia.
Uskov Vladimir Nikolayevich, a teacher of the first category, Secondary school № 52, Novosibirsk, Russia.

 

НОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОПЕРЕЖЕНИЯ», ПОВЫШАЮЩАЯ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

THE NEW INNOVATIVE «SELF-DRIVING» TECHNOLOGY, INCREASING THE MOTIVATION TO TEACH GENERAL EDUCATION SCHOOL STUDENTS

 

Аннотация. Статья посвящена описанию инновационной технологии «самостоятельного опережения», используемая в процессе обучения школьников. Идея основана на собственном опыте. Первоначально была внедрена при обучении математикой в основной школе и получила высокие результаты. Описан опыт внедрения данной технологии. Охарактеризованы ее приемы и методы. Показана результативность внедрения нового опыта.

Annotation. The article is devoted to the description of the innovative «self-driving» technology used in the learning process. The idea is based on our own experience. Initially, it was introduced when teaching mathematics in general education school and received high results. Еру The experience of implementing this technology is described. Its techniques and methods are characterized. The effectiveness of the introduction of new experience is shown

Ключевые слова: инновационная технология, технология самостоятельного опережения, повышение уровня, мотивация к обучению.

Keywords: innovative technology, self-driving technology, increasing level, motivation to learn.

 

В нашей педагогической деятельности при реализации основной образовательной программы определилась острая проблема необходимости педагогического исследования мотивационного обеспечения учебного процесса на уроках.

Целью нашей педагогической деятельности стало создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к обучению. И достижение этой цели увидели возможным через эффективное построение учебного процесса с помощью применения современных инновационных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание стандарт образования [4].

Нельзя отрицать, что урок сегодня не должен быть традиционным, при его проведении учитель обязан использовать самые различные методы и приемы, тем самым пробуждая учеников к познанию. Поэтому очень важно для учителя уметь с наибольшей эффективностью использовать ту или иную технологию, находиться в непрерывном поиске, экспериментировать, совершенствуя методы, приемы, формы работы с детьми [1].

На сегодняшний день в условиях современного общества, новых информационных технологий, при стремительном развитии науки и техники, современный учитель обязан непрерывно совершенствовать свой профессиональный потенциал. И так как общество не стоит на месте, наши знания требуют постоянного развития и обновления. Как раз, инновации – необходимое условие для этого [5].

Технологию «самостоятельного опережения» мы познали или, можно сказать, задумали сами, еще обучаясь в школе, 25 лет назад. Смысл в том, что мы дома изучали самостоятельно тему наперед и прорешивали несколько заданий на эту тему. Нам было, во-первых, это очень интересно, во-вторых, в школе мы уже без трудностей воспринимали новый материал, в-третьих, результаты были ошеломляющие, и, в-четвертых, мы тренировали и развивали свои умственные способности, которые помогли нам в дальнейшем стать успешнее.

С 2005 по 2016 годы, работая в репетиторском центре учителем математики со слабо мотивированными и неуспешными детьми, еще перед тем, как мы пришли работать в общеобразовательную школу, мы начали применять эту технологию. Мы вместе с ребенком шли на опережение их школьной программы, равномерно передвигаясь на 1 тему вперед. Каковы были результаты? По словам самих детей, они уже не боялись новых тем, они шли очень уверенно на урок. А это много значит. Создана «ситуация успеха»! [2]. Ну и, естественно, разбирая повторно эту тему на уроке, знания уже становились более глубокими, результаты, соответственно, не заставляли себя ждать. Отметки становились выше на балл. Мотивация к обучению возрастала у всех без исключения, т.к. появилось понимание, улучшился результат. Родители были довольны. И мы не помним случая, когда бы подвела эта технология.

Когда мы пришли работать в школу в 2017 году, поначалу мы боялись применить свои замыслы, т.к. в школе все четко и согласно календарно-тематическому планированию и, конечно, нельзя задавать новые темы на дом. Но мы все же начали свои эксперименты точечно, получив одобрение родителей.

Мы выбирали трое-пятеро слабых детей и перед началом новой темы в классе сначала разбирали ее с ними. Это позволило им снять страх и напряжение перед новой темой, во-первых. Во-вторых, когда они слушали эту тему уже со всем классом, часть материала для них уже была понятна, и они восполняли теперь свои пробелы. Они теперь не сидели, опустив голову, ничего не понимая, уверено впитывали материал.

Также мы выбрали несколько сильных учеников и задали им на дом самим познакомиться с новой темой. Так как эта тема следовала сразу за отработанной нами, труда не составляло им находить что-то понятное для себя и самостоятельно реализовывать свою познавательную потребность. И уже на следующем уроке при объяснении этой темы они были нам в помощь. Шел активный процесс взаимодействия – обсуждения понятного и непонятного. А ведь основное требование ФГОС – это деятельностный подход в обучении [6].

И поначалу наша технология была схожа с технологией «опережающего обучения» тем, что со слабыми учениками вперед мы шли вместе, не было элемента самостоятельности [7]. Необходимо было научить их этому способу предварительного разбора темы, что у боле сильных детей происходило намного проще и быстрее.

Поэтому следующим шагом нашим стала работа в группах перед усвоением новой темы. Мы задавали на дом самостоятельный разбор параграфа. И начинали следующий урок по новой теме с работы в группах. Сильные ученики, которые сами признавались, что в полной мере разобрали новый материал, садились с теми, кто не смог разобраться сам. Шло предварительное обсуждение. Более сильные ученики пытались себя испытать в роли учителя, и насколько это становилось успешно, мы уже понимали, приступив к совместному обсуждению. Каждая тема, таким образом, вовлекала в процесс познания всех без исключения детей, задействовала различные умения детей.

Ученики учились объяснять, слушать, рассуждать, анализировать. Процесс был интересен им. Ведь по сути они уже без нашего участия шли вперед. И когда уже мы начинали объяснять сами данную тему, они должны были запустить процесс анализа и сравнения, что они поняли так, как необходимо было понять, что им оставалось непонятным до нашего объяснения. И в конце урока каждый ученик должен был по 10-балльной шкале оценить, насколько точно он самостоятельно разобрался в опережающей теме. Их баллы с течением времени росли, мы не ставили им отметок за это, им было интересно самим видеть свои возросшие результаты.

С целью выявления и контроля уровня мотивации обучающихся к урокам математики особенно при внедрении в процесс обучения данной технологии периодически проводим анкетирование, разработанное с помощью психолога. Исследование проводится методом единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранным в определенном месте в одном помещении [3].

Для примера рассмотрим, как изменялись мотивационные показатели в 8 классе при внедрении технологии «самостоятельного опережения» (табл. 1, рис. 1).

В начале года, проведя анкетирование, выявили более половины обучающихся с низким уровнем мотивации в 8 «Б» классе, с высоким уровнем мотивации – единицы, что можно увидеть из таблицы 1 и рисунка 1. Нам удалось путем применения инновационной образовательной технологий «самостоятельного опережения» почти в три раза снизить процент низко мотивированных к обучению моему предмету детей и тем самым повысить процент детей с высоким и средним уровнем мотивации. Качество обучения в конце года в этом классе увеличилось на 27 %. Мы считаем, что это очень хорошие результаты. И этот класс – не исключение. В других классах отмечаются результаты ничуть не хуже. Но остается еще очень большое поле для деятельности!

Данная технология помогает нам обучать, развивать обучающихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество. Дети учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, учатся идти вперед без страха.

С помощью данной технологии «самостоятельного опережения» нам удается повышать мотивацию обучающихся к учебной деятельности. По нашему мнению, позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда ему интересно то, чему его учат, во-первых, когда ему интересен тот, кто учит, во-вторых, и когда ему интересно, как его учат, в-третьих.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности обучающихся. Новейший метод организации учебного процесса!!

Список литературы

  1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие [Текст]. / Ю. В. Атемаскина. – СПб. : Детство Пресс, 2012. – 112 c.
  2. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя [Текст]. / А. С. Белкин. – М., 2006.
  3. Новикова, С. С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе [Текст]. / С. С. Новикова, А. В. Соловьев. – М. : Академический проект, 2006. – 496 с.
  4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст]. / А. П. Панфилова. – М. : Academia, 2013. – 272 c.
  5. Полонский, В. М. Инновации в образовании Методологический анализ [Текст]. / В. М. Полонский. // Инновации в образовании, 2007. – № 2. – С. 134.
  6. Черникова, Т. А. Деятельностный подход к обучению [Текст]. / Т. А. Черникова. – М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 328 c.
  7. Цатурян, А. М. Опережающее обучение как один из принципов реализации обобщающего повторения и непрерывного образования [Текст]. / А. М. Цатурян // Сибирский педагогический журнал, 2013. – № 2. – С. 167-172.

PDF