Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМАТЕ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Я. В. Сатурнова
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 371.315.4

Я. В. Сатурнова

Y. V. Saturova

Сатурнова Яна Валерьевна, учитель физики, высшая категория, МБОУ СОШ № 10 им. Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, г. Мончегорск, Россия.

Saturova Yana Valerevna, the teacher of physics, the highest category, MBOU SOSH № 10 named Twice Hero of the Soviet Union B. F. Safonova, Monchegorsk, Russia.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМАТЕ ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

FORMATION OF STUDENT'S FUNCTIONAL LITERACY DURING OF FULL-TIME AND DISTANCE EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена методике формирования функциональной грамотности на уроках физики и астрономии, описаны критерии оценивания и предложен подбор заданий, направленных на развитие указанных навыков у школьников.

Annotation. The article is devoted to the methodology for the formation of functional literacy at Physics and Astronomy lessons. Сriteria for assessment are described and a selection of tasks which are aimed at developing these student’s skills are suggested.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентности, критерии оценивания, примеры заданий, дистанционное обучение.

Keywords: functional literacy, criteria for assessment, distance education, remote education, competencies, examples of tasks, samples of tasks.

 

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев [1].

Для учителей физики важно развивать естественнонаучную грамотность, которая позволяет человеку занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и быть готовым интересоваться естественнонаучными идеями.

У нашего ученика должны быть развиты такие компетенции, как давать научные объяснения, применять научно-естественные методы исследования, интерпретировать данные, делать выводы в контексте здоровья, ресурсов, окружающей среды, опасности и рисков, связи науки и технологии.

Развивать эти навыки необходимо во время урочной и внеурочной деятельности одновременно не исключая знаниевой парадигмы обучения.

Для достижения цели одного учебника естественно недостаточно.

По мнению начальника отдела международных исследований и развития инструментария оценки качества образования Е. Е. Камзеевой, учитель должен подобрать задания на развитие функциональной грамотности, которые продолжат цепочку учебных занятий.

Например, в 7 классе изучается тема «Взаимное притяжение и отталкивание молекул». На вопросы в конце параграфа есть прямые ответы в тексте или пояснения к ответу даны в виде рисунка. В этом случае хорошо добавить качественную задачу: «Известно, что гусь, утка и лебедь выходят сухими из воды. Отсюда родились фразеологизмы «как с гуся вода», «выйти сухим из воды». Объясните этот факт с научной точки зрения».

Далее можно предложить небольшой текст с дополнительной информацией и задание, в котором необходимо интерпретировать данные и сделать соответствующие выводы.

Пример текста.

Степень смачивания характеризуется величиной краевого угла смачивания (Θ), образованного поверхностью твердого тела с касательной, проведенной к поверхности жидкости из точки ее соприкосновения с поверхностью (рис. 1).

Если величина краевого угла меньше или равна 90°, то происходит смачивание жидкостью твердой поверхности. Если величина краевого угла больше 90°, то твердая поверхность не смачивается жидкостью.

Значения краевого угла смачивания Θ для некоторых сочетаний жидкость – твердое тело приведены в таблице 1.

Для освоения методов научного познания в этой теме можно предложить ребятам провести опыт с пружиной, стеклянной пластиной и сосудом с водой, в котором при отрывании пластины от воды пружина заметно растягивается. В ходе проведения опыта учащиеся могут ответить на вопросы: от чего может зависеть сила притяжения между пластиной и жидкость или назвать способы измерения силы притяжения. К вопросам можно предложить варианты ответов: сила притяжения зависит от площади пластин, материала, рода и температуры жидкости и т.д. Для интерпретации результатов выводы учащиеся должны сделать самостоятельно [2].

Для определения уровня функциональной грамотности школьников необходимо выработать критерии, которые позволят учителям и учащимся оценить проделанную работу.

Мной подобраны критерии оценивания, созвучные с традиционными оценками, т.к. в журнале все наше бальное оценивание в итоге сводится к старым и давно известным «3», «4», «5» (табл. 2).

Далее предлагаю задания, которые расположены в соответствии с повышением уровня достижений.

Данные примеры были использованы, как в очном, так и в дистанционном формате обучения. В последнем случае ссылка на необходимый файл с текстом, вопросами и заданиями размещается в расписании на сайте школы. Ответы учащиеся могут отправить на почту, затем результаты обсудить на занятиях в системе ZOOM.

После изучения темы «Атмосферное давление на различных высотах» предлагаю учащимся следующие задания.

Задание 1.

– Где атмосферное давление меньше – в шахте или на высокой горе (рис. 3) и почему?

Задание 2

У подножия горы барометр показывает 98 696 Па, а на ее вершине – всего 90317 Па. Используя эти данные, определите высоту горы, если известно, что при подъеме на каждые 12 м атмосферное давление уменьшается на 133 Па [3].

ИЛИ

Два ученика одновременно измеряли атмосферное давление с помощью барометра: один, находясь на школьном дворе под открытым небом, другой – в кабинете физики на пятом этаже. Одинаковыми ли будут показания барометров? Если нет, то какой барометр покажет большее значение атмосферного давления? Ответ поясните [4].

Задание 3.

Необходимо определить силу давления на ученический стол.

  1. Перечислите оборудование и материалы необходимые для проведения опыта (ответ: линейка и барометр).
  2. Найдите силу атмосферного давления на ученический стол?

Тема: «Равномерное и неравномерное движение»

Прочитайте внимательно текст и выполните задания по тексту.

Равномерное – движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути (рис. 4).

Равномерное движение встречается очень редко. Почти равномерно движется Земля вокруг Солнца, проходя приблизительно равные пути за одинаковое время, - за каждый год она делает ровно один оборот. Практически водителю никогда не удается поддержать равномерность движения – по разным причинам приходится ехать то быстрее, то медленнее.

Неравномерное – движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути (рис. 5).

Так движется поезд, отходя от станции, проходя за одинаковые промежутки времени все большие и большие пути. Лыжник проходит на соревнованиях равные пути за различное время.

Задание 1.

На рисунке 6 показаны движущиеся тела. Какое тело движутся равномерно?

Задание 2. Саша и Иван изучают равномерное и неравномерное движение. Саша наблюдает за движением эскалатора метро и падающими листьями с деревьев. Ваня наблюдает за движением лыжников на финишной прямой и за движением взлетающего самолета. Кто из мальчиков изучит оба вида движения и почему?

Задание 3. Используя следующие слова: мальчик, мяч, равномерное движение, неравномерное движение, траектория, путь, время составьте небольшой текст из 6-7 предложений [5].

Работа рассчитана на 15-20 минут. Текст можно использовать как при самостоятельном изучении нового материала, так и при актуализации знаний.

Совершенствовать функциональную грамотность школьников удобно при изучении астрономии.

Задание 1

Определите: какая лунная фаза описана [4].

Задание 2

Перед вами репродукция с картины известного французского художника и карикатуриста XIX века Оноре Домье «Синий чулок» (рис. 7). На одном из рисунков изменены размеры Луны. Как вы считаете, на каком из них Луна изображена правильно с точки зрения астронома? Ответ записать.

Ответ.

На рисунке 7 справа. А на первом рисунке, который как раз и принадлежит кисти художника, для усиления эстетического и эмоционального воздействия Луна изображена гораздо большей по размеру, чем она видна в действительности.

Это можно доказать путем несложных расчетов. Чтобы увидеть Луну такого размера, какой она изображена на рисунке Домье (мы знаем, угловой диаметр Луны – 0,5), художник должен был стоять от окна на расстоянии примерно в 30 метров. А это невозможно в небольшой комнате. Художник сознательно увеличил размеры Луны [6].

Задание 3

Рассмотрите картину художника В. Васнецова «Ковер-самолет» и приблизительно определите, в какую сторону света направляется сказочный летательный аппарат (рис. 8).

Ответ.

Примерно на северо-восток. Определить это помогает Луна. Обратите внимание на стареющую» Луну в левой части картины. Такой ее можно увидеть только и утренние часы незадолго до восхода Солнца. Сейчас она находится примерно на востоке, по правую руку героя (на картине изображено лето, а летом Луна в такой фазе восходит немного севернее точки востока). Следовательно, ковер-самолет летит на северо-восток [7].

Список литературы

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла [Текст]. / под ред. А. А. Леонтьева. – М. : Баласс, 2003. – 35 с.
  2. Камзеева, А. А. Основные подходы к формированию банка заданий по оценке естественнонаучной грамотности на материале физики и географии. Возможности использования банка заданий в оценочной практике учителя [Электронный ресурс]. / А. А. Камзеева. – URL : https://fipi.ru/o-nas/novosti/vebinary-po-otsenke-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения : 19.01.2021).

  3. Контрольно-измерительные материалы всероссийской проверочной работы по физике для 7 класса. Вариант 2. 2019 г. [Электронный ресурс]. – URL : https://onlyege.ru/ege/k-urokam/ku-matematika/ (дата обращения : 19.01.2021)

  4. Типовые экзаменационные варианты. ОГЭ. Физика. 30 вариантов [Текст]. / под ред. А. А. Камзеевой. – М. : Национальное образование, 2021.

  5. Кунгин, И. А. Контрольно-измерительные материалы по отслеживанию функциональной грамотности чтения на уроках физики [Электронный ресурс]. / И. А. Кунгин. – URL : https://educontest.net/ru/415796/методическая-разработка-контрольно/ (дата обращения : 19.01.2021).

  6. Шатовская, Н. Фазы Луны в занимательных задачах на материале художественной литературы [Текст]. / Н. Шатовская. – М. : Первое сентября, 2001. – № 3,7.

  7. Аменов, А. А. Тестовые задания по физике (9 класс) на развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISА [Электронный ресурс]. / А. А. Аменов. – URL : https://videouroki.net/razrabotki/material-po-fizike-po-teme-testovye-zadaniya-po-fizike-9-klass-na-razvitie-funktsionalnoy-estestvennonauchnoy-gramotnosti-uchashchikhsya-v-ramkakh-provedeniya-mezhdunarodnogo-issledovaniya-pisa.html (дата обращения : 19.01.2021).

Теги: функциональная грамотность, компетентности, критерии оценивания, примеры заданий, дистанционное обучение, functional literacy, criteria for assessment, distance education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация