Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ

Автор: О. А. Моргунова
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 37.022

О. А. Моргунова

O. A. Morgunova

Моргунова Ольга Андреевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк, Россия.

Morgunova Olga Anbreevna, primary school teacher of the highest qualification category, «Average Educational School No. 31», Novokuznetsk, Russia.

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ

TEACHING MONOLOGUE SPEECH IN ELEMENTARY SCHOOL THROUGH THE DESCRIPTION OF PHOTOGRAPHY

Аннотация. Статья посвещена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения описания фотографии в начальной школе. Приводятся методические приемы и система заданий, которые будут способствовать достижению качества образования школьников в рамках подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of communicative universal educational actions of students in the process of teaching the description of photography in primary school. The article presents methodological techniques and a system of tasks that will help to achieve the quality of education of schoolchildren in preparation for the final interview in the Russian language.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, метапредметный подход, монологическая речь-описание.

Keywords: сommunicative universal learning actions, meta-subject approach, monologue speech-description.

 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий – одна из приоритетных задач современной школы. Среди ведущих методов развития умений, ориентированных на устную коммуникацию, является монолог.

Владение монологической речью необходимо уже на ступени начального общего образования, так как именно в начальной школе закладываются основы умений связно и логично излагать свои мысли.

Монолог – наиболее трудный вид речевой деятельности для учащихся начальной школы. В отличие от диалога, он бывает адресован не одному человеку, а многим, иногда незнакомым людям. Следовательно, монолог должен быть составлен тщательно, чтобы быть понятным каждому.

Формирование умения учащихся строить монолог учителя начальной школы осуществляют на метапредметном уровне. Многие годы эта проблема в методике преподавания остается актуальной. В настоящее время с введением в основной школе итогового собеседования мы активизировали работу в этом направлении, так как на данном экзамене одно из заданий – составление монолога-описания [1]. Мы приняли решение на уроках изобразительного искусства включать данный вид работы в структуру занятия 1 раз в четверть, в четвертой четверти проводить урок-зачет.

На вводном уроке, используя в качестве методического приема сообщающее слово учителя, даём основные понятия: монологическая речь, монолог-описание, предметная фотография, жанровая фотография, композиция фотографии.

В 1-3 классах мы работаем с предметной фотографией; с жанровой фотографией работа начинается в 4 классе, поскольку это более сложный жанр, требующий не только описания предмета, но и описание выражения лица человека, его настроения.

На этапе целеполагания под руководством учителя школьники определяют основную задачу: указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления.

Прежде чем приступить к составлению монолога-описания, по нашему мнению, необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания монологического высказывания и критериями оценивания диалога, так как на итоговом собеседовании в 9 классе после монолога следует диалог: учащийся должен ответить на вопросы учителя по теме монолога. Для работы мы используем критерии итогового собеседования по русскому языку. Речевое оформление оценивается в целом – составление монолога-описания и умение вести диалог.

Изучение данных критериев сопровождается инструктирующим словом учителя. Особое внимание, по нашему мнению, педагог должен уделять оцениванию правильности речи: соблюдению грамматических, орфоэпических, речевых, норм; речевому оформлению. Как показывает наш педагогический опыт, наибольшую трудность вызывает у детей способность давать полные и развернутые ответы на вопрос, подготовить речевое высказывание по определённому плану. Далеко не всегда удается учащимся избежать повторов в речи, часто школьники допускают грамматические ошибки.

На этапе подготовки монолога-описания мы предлагаем задание аналитического характера: рассмотреть внимательно фотографию и ответить на вопросы. Они помогают учащемуся не только описать предметы, но и представить сцену из жизни. Вопросы к предметной фотографии отличаются от вопросов к жанровой. Примерные вопросы представлены в таблице 1.

На этапе составления монолога-описания мы используем инструктирующее слово учителя, в котором обязательно указываем, что должно быть приведено не менее 10 фраз по теме высказывания без фактических ошибок; обозначаем время на подготовку монолога (10 минут).

Затем учащиеся переходят к творческому практикуму. Учитель предлагает школьникам задание конструктивного характера: Используя предложенный алгоритм, опишите фотографию (табл. 2).

Данный вид деятельности в начальной школе предполагает групповую форму работы, так как такая форма позволяет на начальном этапе выполнить предложенный объем работы за меньшее количество времени, снижает уровень тревожности учащихся, повышает учебную мотивацию, развивает самостоятельность и ответственность.

Подготовив описание фотографии в группе, учащиеся выбрали представителя, который выступил с речевым высказыванием по предложенному алгоритму:

На фотографии изображены дети.

Солнечное небо, зеленые деревья и одежда ребят позволяют думать, что это лето. Можно предположить, что действие происходит во время летних каникул. В центре фотографии мы видим трёх подростков на спортивных велосипедах. Дети одеты в спортивную одежду, у каждого на голове защитный шлем, на руках велоперчатки. Справа мальчик в красной футболке и красном шлеме, слева мальчик в синих шортах и такого же цвета майке. Между ними девочка. На ней надета красная футболка, синие шорты, на голове синий шлем. Поза, в которой фотограф запечатлел подростков, говорит о том, что ребята готовы в любой момент сорваться с места. Девочка привстала на велосипеде. Мальчики грудью подались чуть вперёд. У детей на лице застыла улыбка. Взгляд устремлен вперед.

Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным, этому способствует солнечная погода и радостное настроение детей.

Затем состоялся диалог: учащийся отвечал на вопросы учителя по теме фотографии.

Вопрос учителя: Как активный образ жизни и свежий воздух влияют на здоровье человека?

Ответ учащегося: Чем больше человек бывает на свежем воздухе и ведет активный образ жизни, тем меньше он болеет.

Вопрос учителя: Любишь ли ты кататься на велосипеде? Когда ты научился кататься?

Ответ учащегося: Я люблю кататься на велосипеде. Это увлекательно! Кататься на велосипеде научил меня дедушка, когда мне было 5 лет.

Вопрос учителя: Какие ещё увлечения помогают тебе вести активный и здоровый образ жизни?

Ответ учащегося: Вести здоровый и активный образ жизни помогают занятия в бассейне, ежедневные прогулки на свежем воздухе, утренняя зарядка, правильное питание.

Если учащиеся другой группы с высоким уровнем развития, можно предложить им контрольно-оценочное задание: оценить по критериям итогового собеседования ответ своего одноклассника. Представленные монолог и диалог были оценены школьниками максимально: учащийся получил 9 баллов.

Таким образом, предлагаемые нами методические приемы и система заданий, позволяют развивать следующие коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформить свою мысль в устной форме (на уровне полного предложения или речевого высказывания не менее 10 фраз), умение слушать собеседника и вступать в диалог, умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе. Результатом станет качество знаний, умений и навыков школьников, которое они смогут продемонстрировать на итоговом собеседовании по русскому языку в основной школе.

Список литературы

  1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году итогового собеседования по русскому языку, утвержденная ФГБНУ «ФИПИ» 10.11.2020г. [Электронный ресурс]. – URL : http://doc.fipi.ru (дата обращения : 02.12.2020).

Теги: коммуникативные универсальные учебные действия, метапредметный подход, монологическая речь-описание, сommunicative universal learning actions, meta-subject approach

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация