Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Автор: Е. А. Князева
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 37.022

Е. А. Князева

E. A. Knyazeva

Князева Елена Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк, Россия.

Knyazeva Elena Aleksandrovna, teacher of physics of the highest qualification category, MBOU «SOSH No. 31», Novokuznetsk, Russia.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

SPEECH DEVELOPMENT-REASONING OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF SOLVING LOGICAL PROBLEMS

Аннотация. Статья посвещена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения физики на метапредметном уровне при подготовке учащихся основной школы к итоговому собеседованию. Приводятся методические приемы и система заданий, которые будут способствовать достижению качества образования школьников.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of communicative universal educational actions in the process of teaching physics at the meta-subject level in the preparation of primary school students for the final interview. Methodological techniques and a system of tasks that will contribute to the achievement of the quality of education of schoolchildren are given.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, итоговое собеседование по русскому языку, монологическая речь-рассуждение, логические задачи по физике.

Keywords: communicative universal learning activities, final interview in Russian, monologue speech-reasoning, logical problems in physics.

 

Содержание рабочих программ по образовательным предметам основного общего образования, разработанных в соответствии с ФГОС, свидетельствует, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе и развитие связной монологической речи-рассуждения, – задача не только учителей русского языка и литературы, но и других учителей-предметников. Поэтому подготовка к итоговому собеседованию не может ограничиваться уроками русского языка, она должна осуществляться на метапредметном уровне. Навыки выразительного чтения вслух, пересказа, монологической речи разных типов и умения вести диалог необходимо формировать на всех уроках. Это подтверждает и тот факт, что итоговое собеседование считается допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

В связи с этим в настоящее время актуальной становится организация целенаправленной работы учителей-предметников по подготовке учащихся основной школы к итоговому собеседованию.

В контрольно-измерительных материалах по физике представлены задания, проверяющие следующие группы коммуникативных умений: умение по работе с текстами физического содержания; умение применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов [1].

При этом проверяются умения интерпретации текстовой информации и её использования при решении учебно-практических задач, владение понятийным аппаратом курса физики: распознавание явлений, вычисление значения величин, использование законов и формул для анализа явлений и процессов.

Мы хотим поделиться методическими приемами и заданиями по развитию речи-рассуждения учащихся при подготовке к итоговому экзамену в 9 классе по физике.

Одним из заданий контрольно-измерительных материалов по физике, которые способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий школьников, является извлечение информации из текста научного стиля.

Работу с данным заданием мы начинаем с инструктирующего слова учителя, обращаем внимание на то, что ответ учащегося должен быть рассуждением-объяснением. Он должен быть связным: объемом не 3-х фраз. Учитель дает школьникам следующие рекомендации:

Дай полный ответ на вопрос: перестрой вопрос в ответ, затем аргументируй свою мысль в виде сложноподчиненного предложения с союзами «потому что», «так как», «если», «вследствие того, что», «несмотря на то, что» и т.п. Вводи в свои ответы вводные слова и словосочетания: «во-первых», «во-вторых», «наконец», «таким образом», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

Затем учитель знакомит учащихся с критериями оценивания данного задания. Критерии оценивания задания на извлечение информации из текста научного стиля по физике аналогичны критериям оценивания диалога на итоговом собеседовании по русскому языку.

Затем школьники переходят к практикуму. Мы предлагаем учащимся задание конструктивного характера: Прочитайте текст по теме «Электрическая дуга», выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

  1. Электрическая дуга это излучение света электродами, присоединёнными к источнику тока.
  2. Электрическая дуга это электрический разряд в газе.
  3. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывает тепловое свечение анода.
  4. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывает удары молекул газа электронами, испускаемыми катодом.
  5. Ионизацию молекул газа в пространстве между электродами вызывает электрический ток, проходящий через электроды при их соединении.

Считаем нужным обратить внимание на то, что по одному тексту в разных вариантах ОГЭ школьникам предлагают разные вопросы-задания (задание КИМов № 19). Поэтому очень важно при подготовке к экзаменам изучить содержание всех предлагаемых научных текстов, для того чтобы выпускник не оказался в некомфортной для него ситуации.

Учащиеся читают научный текст на тему «Электрическая дуга», извлекают информацию из него, обращаясь за поиском ответа к данному тексту.

При работе с текстом для качественного выполнения данного задания школьнику важно уметь выделять микротемы. Для этого мы к каждому тексту составляем ряд наводящих вопросов. Этот прием облегчает восприятие и понимание научного текста.

Представляем примерные вопросы по теме «Электрическая дуга»: Что такое электрическая дуга? Из каких веществ изготавливают электроды? Что можно сказать о силе тока, напряжении и сопротивлении в электрической дуге? Что вызывает ионизацию молекул газа? Может ли расплавиться кусок олова в столбе дугового разряда?

В заданиях с развёрнутым ответом, к которым относится задание КИМов № 20 (качественная задача), необходимо дать ответ в виде объяснения с опорой на изученные явления или законы. Это монолог-рассуждение.

Работу над данным заданием мы начинаем с сообщающего слова учителя с элементами беседы. Опираясь на коммуникативный опыт учащихся, педагог предлагает им ответить на следующие вопросы: Что такое монолог-рассуждение? Каковы его цель и основная задача? Какова композиция монолога-рассуждения?

Затем в структуру урока мы вводим инструктирующее слово учителя, чтобы познакомить учащихся с критериями оценивания данного задания.

На этапе подготовки монолога-рассуждения мы предлагаем учащимся аналитико-конструктивное задание: Используя алгоритм выполнения задания и критерии его оценивания, заполните вторую часть таблицы. Ответьте на вопрос: почему (зачем) необходимо при выполнении данного задания сделать этот шаг? (табл. 1).

Заполняя таблицу, учащиеся приходят к выводу, что предложенный учителем алгоритм желательно пройти для того, чтобы ответ соответствовал критериям оценивания данного задания.

После этого учащиеся переходят практикуму, выполняют задания конструктивного характера: опираясь на данный алгоритм, готовят монолог-рассуждение и выступают с ним.

Представим образец задания №20 КИМов (качественная / логическая задача):
Теплее или холоднее воздуха кажется Вам вода, когда, искупавшись в жаркий день, Вы выходите из нее? Ответ поясните.

Образец возможного ответа:

Вода в жаркий день купающемуся кажется теплее.

Это происходит потому, что капли воды, интенсивно испаряясь с поверхности мокрого тела, приводят к его охлаждению, так как при испарении каждая молекула уносит часть энергии в виде тепла от тела.

Таким образом, из-за этого воздух кажется холоднее.

Для того чтобы ученик дал верный ответ и привел достаточное обоснование своему ответу, если он в чем-то затрудняется, мы в процессе обучения задаем вопросы-подсказки. Например: В чём причина данного явления? Что из этого следует? К чему приводит данное явление? Что оно значит?

Таким образом, организованное нами обучение специальным коммуникативным умениям позволят формировать на метапредметном уровне следующие коммуникативные универсальные учебные действия школьников: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение дать ответ на вопрос в форме объяснения-рассуждения, умение выражать свое мнение и аргументировать его.

Мы считаем, что предложенные нами методические приемы и система заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся будет способствовать достижению качества образования школьников, удовлетворяющего социальным запросам.

Список литературы

  1. Контрольно-измерительные материалы по физике [Электронный ресурс]. – URL : https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения : 28.11.2020).

Теги: коммуникативные универсальные учебные действия, итоговое собеседование по русскому языку, монологическая речь-рассуждение, логические задачи по физике

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация