ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ОДО

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Вырныгора Наталья Сергеевна , Заводцева Анжела Павловна , Гачковская Наталья Геннадьевна

УДК 373.37.011.33

Н. С. Вырныгора, А. П. Заводцева, Н. Г. Гачковская

N. S. Vyrnygora, A. P. Zavodtseva, N. G. Gachkovskaya

Вырныгора Наталья Сергеевна, заведующий высшей квалификационной категории, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 15 комбинированного вида», г. Рыбница, Приднестровье.
Заводцева Анжела Павловна, воспитатель-методист по приоритетному направлению деятельности высшей квалификационной категории, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 15 комбинированного вида», г. Рыбница, Приднестровье.
Гачковская Наталья Геннадьевна, воспитатель-методист по приоритетному направлению деятельности высшей квалификационной категории, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 15 комбинированного вида», г. Рыбница, Приднестровье.

Vyrnygora Natalya Sergeyevna, zaveduyushchiy of the highest qualification category Rybnitsky kindergarten no. 15 of the combined look municipal educational institution, Rybnitsa. Transnistria.
Zavodtseva Angela Pavlovna, teacher-methodologist in the priority area of activity of the highest qualification category Rybnitsky kindergarten no. 15 of the combined look municipal educational institution, Rybnitsa, Transnistria.
Gachkovskaya Natalia Gennadievna, teacher-methodologist in the priority area of activity of the highest qualification category Rybnitsky kindergarten no. 15 of the combined look municipal educational institution, Rybnitsa, Transnistria.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ОДО

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN WORKING WITH CHILDREN WITH TUBERCULOSIS INTOXICATION IN THE CONDITIONS OF ALC

 

Аннотация. Статья актуальна в наше современное время. Она посвящена ключевому вопросу современности – сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения и направлена на оздоровление ребёнка-дошкольника. В статье прописаны здоровьесберегающие технологии, применяемые в педагогическом процессе.

Annotation. Thearticleisrelevantinourmoderntime. It is devoted to the key issue of our time - the preservation and strengthening of the health of the younger generation and is aimed at improving the health of the preschooler. The article describes health-preserving technologies used in the pedagogical process.

Ключевые слова: укрепление здоровья, здоровьеформирующие технологии, оздоровительные мероприятия, банк методических материалов, методический пакет.

Keywords: health promotion, health-forming technologies, health-improving activities, a bank of methodological materials, a methodological package.

 

Понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищённость, самореализация, уважение. В последние годы значительно увеличилась численность детей, поступающих в дошкольные учреждения с ослабленным иммунитетом. Такие дети отличаются болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и часто становятся жертвой любой инфекции. Одним из наиболее опасных заболеваний является туберкулёз, к которому наиболее восприимчивы дети, чья система защиты ещё не совершенна.

В исследованиях А. П. Чабовской [1], М. А. Карачунского [2], Е. А. Аркина [3] и др. отмечается, что 86 % детей, перенесших туберкулёзную интоксикацию, имеют конституциональные нарушения в функциональном развитии – замедленное формирование двигательных навыков, низкую физическую работоспособность, низкий мышечный тонус, нарушение моторики (мелкой, крупной), нарушение осанки, плоскостопие, кариес, лор-патологию, ОРВИ, заболевания центральной нервной системы.

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Рыбницкий детский сад № 15 комбинированного вида» функционируют 2 группы специального назначения (для детей с туберкулёзной интоксикацией), которые посещают 32 ребёнка по направлению врача-фтизиатра. Из них: 6 детей с «виражом» туберкулиновых проб, 18 детей с поствакцинальной аллергией, 6 детей находились в семейном контакте с больным туберкулёзом, 2 ребёнка – переболели туберкулёзом. Поэтому одной из важнейших задач коллектива детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, оказание воспитанникам своевременной лечебно-профилактической помощи.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников, посещающих санаторные группы детского сада, ведущая роль отводится организации сбалансированного питания. В рацион детей групп специализированного назначения ежедневно вводится биологически ценные продукты, богатые полноценными белками, минеральными веществами, витаминами, что позволяет снизить интоксикацию организма и способствует укреплению детского иммунитета к различным инфекциям.

Воспитательно-образовательную работу с детьми групп специального назначения осуществляют опытные высококвалифицированные педагоги, использующие для профилактики заболеваний современные здоровьеформирующие технологии такие как: мелотерапия, ритмотерапия, динамотерапия и др.

В группах специального назначения предусмотрены комплексные физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие гимнастику дыхательных мышц; обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); остеопатическую гимнастику; обучение элементам самомассажа.

Особое значение в работе с детьми с туберкулёзной интоксикацией отводится музыкальным занятиям с элементами арт-терапии, успешно используется система музыкально-оздоровительной работы, включающая такие виды здоровьесберегающих технологий, как валеологические песни-распевки, комплексы звуковой и артикуляционной гимнастики, логоритмические игры.

В МДОУ «Рыбницкий детский сад № 15 комбинированного вида» реализуется социально-педагогический проект «Вместе мы остановим туберкулёз», разработаны педагогами детского сада при участии медицинских работников и родителей воспитанников. В рамках реализации проекта сформирован банк методических материалов «Радуга здоровья», направленный на реализацию парциальной программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной «Безопасность», концепция которой позволяет использовать различные формы и методы обучения ребёнка быть здоровым. Банк методических материалов включает планирование работы педагогов по приобщению детей 5-7 лет к здоровому образу жизни вне занятий, а так же беседы, игры, сценарии проведения тематических развлечений и праздников, стихи, загадки валеологического содержания.

Творческой группой разработан методический пакет «Азбука здоровья для родителей», включающий практический материал по пропаганде знаний о профилактике туберкулёза среди родителей. С целью пропаганды знаний о туберкулёзе и его профилактике среди педагогов и родителей в детском саду изготовлены наглядно-информационные материалы – стенды, видеопрезентации, памятки, буклеты; ежегодно в детском саду проводится акция «Белая ромашка», посвящённая Всемирному дню борьбы против туберкулёза.

Социально-педагогический проект «Вместе мы остановим туберкулёз», представленный коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Рыбницкий детский сад № 15 комбинированного вида» в 2019 году на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций занял I место.

В перспективе развития данного направления работы планируется расширение опыта социального партнёрства с другими учреждениями социума (школами, учреждениями микрорайона и города) по профилактике туберкулёза у детей, потому как здоровый человек – самое драгоценное произведение природы (Томас Карлейль).

Список литературы

  1. Чабовская, А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]. / А. П. Чабовская. – Просвещение, 1980. – 223с.
  2. Карачунский, М. А. Туберкулез в наши дни [Текст]. / М. А. Карачунский. // Русский медицинский журнал, 04.11.2001. – 951 с.
  3. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]. / Е. А. Аркин. – Просвещение, 1996. – 446 с.

PDF