Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Авторы: Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева
Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

УДК 371.134

Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева

Y. A. Zhadaev, A. V. Zhadaeva

Жадаев Юрий Анатольевич, к. п. н., доцент, доцент кафедры технологии, экономики образования и сервиса, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», г. Волгоград, Россия.

Жадаева Анна Валерьевна, к. п. н., доцент, доцент кафедры технологии, экономики образования и сервиса, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», г. Волгоград, Россия.

Zhadaev Yury Anatolyevich, candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the associate professor of technology, economy of education and service, VGSPU, Volgograd, Russia.

Zhadaevа Anna Valeryevna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the associate professor of technology, economy of education and service, VGSPU, Volgograd, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

MODERN TECHNOLOGIES FOR ASSESSING THE QUALITY OF THE FUTURE TEACHER TRAINING

Аннотация. Статья посвящена проблеме контроля и качества подготовки будущего учителя. Уточнено понятие качества подготовки специалиста. Рассмотрены виды контроля, традиционные и инновационные средства оценки подготовки выпускников педагогических вузов.

Аnnotation. The article is devoted to the problem of control and quality of training of the future teacher. The concept of quality of specialist training has been clarified. Types of control, traditional and innovative means of assessing the training of graduates of pedagogical universities are considered.

Ключевые слова: будущий учитель, контроль, образовательные технологии, оценка качества подготовки, профессионально-педагогическая деятельность, содержание педагогического образования.

Кeywords: future teacher, control, educational technologies, quality assessment of training, vocational and pedagogical activities, content of pedagogical education.

 

Одной из приоритетных задач современной государственной политики является повышение качества высшего педагогического образования. Новые федеральные стандарты высшего образования предъявляют особые требования к подготовке будущего учителя, способствующие пересмотру, корректировке и совершенствованию педагогических технологий, применяемых в образовательной деятельности педагогического вуза. Заметны изменения в структуре, содержании и процессе организации подготовки будущих учителей. Обновляется содержание педагогического образования, разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии и формы организации образовательного процесса, направленные на формирование профессионально-педагогических компетенций. Однако в последнее время все большую значимость приобретают требующие обновления подходы к использованию технологий оценки и контроля качества подготовки специалистов.

Под качеством подготовки принято понимать соответствие уровня подготовки специалиста требованиям профессиональной среды, в которой ему предстоит работать. Подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста требует разрешить противоречия между: знаниевой ориентацией содержания подготовки и личностным развитием будущего специалиста; традиционным подходом к оценке качества подготовки специалиста и складывающимся рынком образовательных услуг; потребностью в системе эффективных диагностических методик при оценке качества подготовки специалиста и недостаточностью научно-методического обеспечения текущего и итогового контроля оценки качества подготовки; требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда, и готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста; сложившейся системой оценки уровня подготовки специалиста и ориентацией студентов на адекватную оценку своих профессиональных качеств [1, с. 80-81].

Оценка качества освоения основной образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Высшие учебные заведения могут самостоятельно разрабатывать по каждой дисциплине соответствующие формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации, создавать фонды оценочных средств, в которые входят тесты, контрольные работы, предусматривающие методы контроля и оценки уровня сформированных компетенций.

В процессе оценивания студентов и будущих выпускников могут использоваться как традиционные (тестирование, собеседование, зачет, экзамен, реферат, эссе, отчет по практике, контрольная работа, курсовая работа, выпускная квалификационная работа и пр.), так и инновационные (модульно-рейтинговая система, кейс-метод, портфолио, проектный метод и пр.) типы, виды и формы контроля [2].

При проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. Должны создаваться условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной практики – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т.п. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей, и т.п. [3].

Анализ исследований в области контроля и оценки качества образования в вузе и опыт реализации оценочных средств в подготовке будущего учителя позволяют сделать вывод о том, что целесообразно сочетание традиционных и инновационных методов контроля. При этом традиционные методы могут быть модернизированы в русле компетентностного подхода к содержанию подготовки выпускников педагогического вуза в соответствии с будущей профессионально-педагогической деятельностью. При разработке контрольно-измерительных материалов необходимо учитывать не только содержание образовательных программ, но и реализацию социальной, научно-исследовательской, творческой и других видов деятельности обучающихся.

Таким образом, разрабатываемые и реализуемые виды контроля и оценки качества подготовки выпускника педагогического вуза будут способствовать повышению уровня оценочной деятельности субъектов образовательного процесса в вузе, обеспечивать комплексный характер управления процессом формирования компетенций и соответствие результатов обучения задачам профессионально-педагогической деятельности будущего учителя.

Список литературы

  1. Дрешер, Ю. Н. Проблема оценки качества подготовки специалистов [Текст]. / Ю. Н. Дрешер. // Образовательные технологии, 2014. – № 2. – С. 26–32.
  2. Жадаев, Ю. А. Особенности методической подготовки бакалавров и магистров для системы технологического образования [Текст]. / Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева, В. В. Кисляков. // Грани познания, 2018. – № 3 (56). – С. 17-20.
  3. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе [Текст]. / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, О. П. Мелехова, С. Е. Родионова, В. А. Тарлыков, А. А. Шехонин. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.

Теги: будущий учитель, контроль, образовательные технологии, оценка качества подготовки, профессионально-педагогическая деятельность, содержание педагогического образования

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация