РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Афанасьева Елена Юрьевна

УДК 378

Е. Ю. Афанасьева

E. Y. Afanaseva

Афанасьева Елена Юрьевна, к. филолог. н., учитель английского языка, ГБНОУ «ГМЛИ», г. Кемерово, Россия.

Afanaseva Elena Yurievna, Candidate of Philology, teacher of English, Governor’s multidisciplinary boarding lyceum, Kemerovo, Russia.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

IMPLEMENTATION OF MODERN LEARNING PRINCIPLES IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранным языкам в условиях ФГОС с опорой на классиков педагогической мысли и языкознания. Каждый принцип анализируется с точки зрения его эффективности для достижения предметных результатов.

Annotation. The article deals with the main principles of teaching foreign languages in the conditions of the Federal State Educational Standard, basing on the classics of pedagogical thought, and linguistics. Each principle is analyzed in terms of its effectiveness to achieve high level of subject knowledge.

Ключевые слова: принцип обучения, наглядность, систематичность, научность.

Keywords: teaching principle, visual methods, system, scientificity.

 

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец [3, с. 219].

Принципы обучения иностранному языку являются одной из основополагающих категорий процесса обучения, в качестве основных компонентов которого выделяют задачи, содержание, методы организации учебной деятельности и контроля, средства, формы и результаты обучения [1].

  1. Принцип сознательности и активности. Обучающиеся английскому языку, как правило, высоко мотивированы вследствие значительного влияния иноязычной культуры на реалии российской действительности. Необходимость знать английский язык в настоящее время не ограничивается потребностями образовательного процесса с целью приобретения энциклопедических знаний и личного саморазвития.
  2. Принцип наглядности обучения. Визуальный тип восприятия признается лидирующим у подавляющего большинства людей [3], поэтому в преподавании иностранных языков работа с наглядными материалами имеет особое значение. При семантизации новой лексики вместо перевода иногда целесообразно использовать картинки, на которых изображен изучаемый объект, что приводит к тому, что значение слова запоминается без привязки к родному языку и с правильными коллокациями.
  3. Принцип систематичности и последовательности. При изучении английского языка особенно важно соблюдать последовательность подачи грамматического материала от более простого к сложному, что особенно касается аналитических видовременных форм. Так, например, изучению грамматического времени Present Simple Passive обязательно должно предшествовать эффективное освоение грамматического времени Present Simple Active, а также основательное изучение спряжения глагола «to be».
  4. Принцип доступности. При преподавании иностранного языка учитель значительно ограничен тезаурусом родного для обучающегося языка, и особые трудности, как правило, вызывают те грамматические и лексические явления, похожих на которые нет в родном языке. «Освоение иностранного языка можно было бы уподобить завоеванию новой позиции в прежнем видении мира... поскольку каждый язык содержит всю структуру понятий и весь способ представлений определенной части человечества» [2, c. 68-69].
  5. Принцип научности. По этой проблеме довольно ёмко выразился В. А. Сухомлинский. «Педагогической науке  глубоко чужда тенденция буржуазных ученых рассматривать содержание, формы и методы обучения с точки зрения удовлетворения личных потребностей учащихся. Представитель современных «новейших» дидактических концепций американский педагог Гордон Мелвин считает, что учитель должен брать для обучения лишь то, что нравится детям... Строя школьное обучение на «непосредственной заинтересованности», буржуазные педагоги по существу отрицают систему научных знаний» [4, с. 147-148].

Учитывая системную взаимосвязь принципов обучения, представляется целесообразным их интегрирование. От того, насколько точно учитель их придерживается, зависит эффективность процесса обучения.

Список литературы

  1. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]. / Ю. К. Бабанский. – М., 1983.
  2. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) [Текст]. / В. Гумбольдт. // Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.
  3. Библия. Новый завет [Текст]. – Кемерово : Изд-во Знаменского собора, 1990. – 368 с.
  4. Руденко, А. М. Основы педагогики и психологии [Текст]. / А. М. Руденко и др.; под ред. проф. А. М. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 383 с. – (Среднее профессиональное образование).
  5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст]. / В. А. Сухомлинский. – М. : Концептуал, 2016. – 320 с.
  6. Шарапова, И. В. Влияние гипотезы Сепира-Уорфа на развитие мировой лингвистики [Текст]. / И. В. Шарапова // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 2-1.
PDF