GOOGLE ДОКУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Опыт применения ИКТ в образовании

2 ноября 2020 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна , Лысенко Екатерина Александровна

УДК 37.022

Е. А. Лысенко, А. Н. Дробахина

E. A. Lysenko, A. N. Drobakhina

Лысенко Екатерина Александровна, студентка 2 курса магистратуры, ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Руководитель: Дробахина Анастасия Николаевна, кан. пед. наук, доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Lysenko Ekaterina Aleksandrovna, 1 year master's program, GBOU VO NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.
Drobakhina A. N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, GBOU VO NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

 

GOOGLE ДОКУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

GOOGLE DOCUMENTS AS A MEANS OF INFORMING PARENTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможностей Google документов для организации информирования родителей учащихся в учреждении дополнительного образования.

Abstract. The article considers the possibilities of Google documents for organizing information for parents of students in institutions of additional education.

Ключевые слова: дополнительное образование, Google документы.

Keywords: additional education, Google docs.

 

Одной из составляющих высокого образовательного результата в муниципальном учреждении дополнительного образования (МУ ДО) являются родители учащихся, заинтересованные в образовательных успехах своего ребенка.

Совершенствование взаимодействия МУ ДО с родителями в этом случае связано с внедрением в образовательный процесс элементов электронных технологий, обеспечивающих возможность повышения сотрудничества МУ ДО с родителями.

Полное или хотя бы частичное внедрение электронных технологий в процессы взаимодействия МУ ДО с родителями позволит повысить достоверность информации и ее оперативность.

Так, информирование родителей может быть организовано с помощью мессенджеров – систем мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи.

К достоинствам такого способа организации взаимодействия А. Д. Журба относит [9]:

  • общение в любое удобное время;
  • совместное обсуждение деталей предстоящего мероприятия и обмен впечатлениями о прошедших праздниках и досугах;
  • возможность общения в группе с присоединением специалистов образовательной организации.

Однако А. Д. Журба [9] отмечает, что данный способ имеет и недостатки:

  • минимум живого общения с родителями;
  • риск превратить группу в ленту бесполезных постов;
  • отслеживание запросов на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить (посторонние пользователи, реклама, запрещенные материалы, некорректное высказывание).

Для снижения недостатков применения мессенджеров, мы считаем целесообразным дополнить группу объединения элементами электронных технологий. В связи с этим, целесообразно обратить внимание на еще один вариант организации взаимодействия с родителями – использование веб - приложения Google документы.

Google документы – бесплатный онлайн-офис, разрабатываемый компанией Googl. Google документы – это набор удобных средств редактирования и оформления текстовых файлов с возможностью использовать разные шрифты, добавлять ссылки, изображения, рисунки и таблицы.

Сервис Google документы – это текстовый редактор, позволяющий создавать и форматировать документы. Данный сервис не требует специальной установки на компьютер [1], для доступа к Google документам от пользователя требуется только наличие браузера и интернет-подключение [7]. Именно поэтому все больше педагогов используют Google документы в своей работе.

Например, В. И. Панченко [6], А. В. Махракова [3], описывают опыт применения Google документов в школе, А. М. Николаев, М. А. Олесова [4], М. И. Ковальская [2] – в практике Вузовского обучения.

Опытом применения сервиса Google документы в системе дополнительного образования делятся А. И. Синица, А. М. Синица [8].

Мы считаем, что применение сервиса Google документы в организации учебного процесса, в том числе – в системе дополнительного образования, является перспективным.

Все документы, представленные в данном сервисе, могут отображаться на странице в виде списка или сетки. Для быстрого информирования родителей, ссылки на все документы выкладываются в социальной группе или пересылается сообщением в мессенджеры [7].

Google документ создать достаточно легко: педагог открывает страницу docs.google.com на компьютере, в левом верхнем углу экрана под заголовком «Создать документ» нажимает на знак «+» (создать).

Для внесения изменений педагог открывает файл в Google документах на компьютере, выбирает слово, нажав на него дважды, или выделяет текст, вносит изменения. Чтобы отменить или повторить действие, нажимает на значок «Отменить» или «Повторить» соответственно [5]. Рабочий стол сервиса Google документы представлен на рисунке 1.

Опыт организации взаимодействия педагогов и родителей с помощью сервиса Google документы наработан и в МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской» г. Новокузнецк. Например, объединение раннего развития детей от 3 до 7 лет «IQ - школа «Теремок» активно применяет Google документы для организации общения с родителями учащихся. Google документы в «IQ-школа «Теремок» применяются в дополнении к общему родительскому чату.

Сервис Google документы помимо возможностей стандартных текстовых редакторов обладает рядом дополнительных преимуществ, основными из которых являются:

  • доступ к информации с любого устройства, подключённого к интернету;
  • независимость от операционной системы и программного обеспечения на локальном компьютере;
  • возможность бесплатно использовать различных приложений;
  • совместная работа с данными для чтения;
  • оперативность.
  • сервис поддерживает большое количество популярных форматов (docx, pdf, odt, rtf, txt, html);
  • при работе с сервисом всегда сохраняется история всех когда-либо вносимых в документ правок, что очень важно при коррекции содержания;
  • возможно создание и редактирование Google документов на iPhone, iPad и Android, что обеспечивает мобильность процесса;
  • при необходимости возможна работа c сервисом в режиме офлайн [10].

Однако у сервиса также есть  недостатки. К ним относятся:

  • полная зависимость от аккаунта, который привязан в Google;
  • медленная работа;
  • работа зависит от разработчика;
  • без доступа к интернету нельзя открыть файлы за исключением тех, что хранятся в кэше [10].

Не смотря на вышеперечисленные недостатки, мы используем Google документы для предоставления периодической информации родителям через группы объединений в социальных сетях.

Для реализации образовательной программы, для помощи родителям в различных вопросах развития, воспитания и обучения была создана группа «IQ-школа «Теремок» в социальной сети Вконтакте. С помощью веб-сервиса Google документы в социальной группе объединения «IQ-школа «Теремок» для родителей публикуются списки по группам, расписание, список необходимых материалов для занятий, информация в случае отмены занятия. Внешний вид документов расположен на рисунках 2 и 3.

Педагогом создается информационный документ, который размещается на стене сообщества и дублируется в виде ссылки на документ в мессенджер WhatsApp.

Как показал наш опыт такой вид информирования родителей решает проблему дополнительных вопросов с их стороны.

Учет современных тенденций развития информационных технологий в образовании предполагает все более широкое использование различных средств организации взаимодействия родителей и педагогов.

Использование сервиса Google документы в образовательном процессе не ограничивается только организацией информирования родителей. Он может использоваться для совместной тематической деятельности родителей, педагогов и учащихся. Использование сервиса Google документы в образовательном процессе может быть перспективным в проведении опросов родителей и оперативного сбора информации, размещения ссылок на методическую литературу, фото- и видеоматериалы. 

Список литературы

  1. Гаврилова, С. А. Облачные технологии и социальные сети в образовательном процессе [Электронный ресурс]. / С. А. Гаврилова. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2018. – № 3 (55). – с. 11-13. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34991788 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст: электронный. – Локальная сеть НФИ КемГУ.
  2. Ковальская, М. И. Опыт применения google в учебном процессе [Электронный ресурс]. / М. И. Ковальская. // Транспортные системы: тенденции развития. – 2016. – С. 431-439. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32674057 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст: электронный.
  3. Махракова, А. В. Использование метода «peer writing» в обучении письменной речи на иностранном языке на основе технологии «google документы» [Электронный ресурс]. / А. В. Махракова. // Материалы IX Международной научно-практической конференции по востоковедению. – 2020. – С. 148-154. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42914425 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст: электронный.
  4. Николаев, А. М. Применение технологии веб-портфолио при изучении дисциплины «информатика» в вузе [Электронный ресурс]. / А. М. Николаев, М. А. Олесова. // Современное образование: традиции и инновации. – 2016. – № 3. – С. 181-185. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26397657 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст: электронный. – Локальная сеть НФИ КемГУ.
  5. Овчинникова, И. В. Работа с документами в google docs [Электронный ресурс]. / И. В. Овчинникова. // Ценности и интересы современного общества. Вызовы новой эпохи: экономические, информационные, социальные и культурные. – 2014. – С. 34-36. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22034913 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст: электронный. – Локальная сеть НФИ КемГУ.
  6. Панченко, В. И. Google apps for education как инструмент организации единой информационно-образовательной среды учебного учреждения [Электронный ресурс]. / В. И. Панченко. // Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования. – 2016. – С. 107-114. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40145684 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст: электронный. – Локальная сеть НФИ КемГУ.
  7. Продукты Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://about.google/products/ (дата обращения : 18.09.2020).
  8. Синица, А. И. Популяризация образования с помощью базовых сервисов google [Электронный ресурс]. / А. И. Синица. // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 120-121. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25128650 (дата обращения : 28.09.2020). – Текст : электронный. – Локальная сеть НФИ КемГУ.
  9. Журба, А. Д. Интернет-технологии во взаимодействии с родителями воспитанников детского сада. [Электронный ресурс]. / А. Д. Журба. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/24/internet-tehnologii-vo-vzaimodeystvii-s-roditelyami-vospitannikov (дата обращения : 06.10.2020).
  10. Журнал о интернет-маркетинге и seo продвижении. Полное руководство по Гугл Документам: все, о чем вы боялись спросить. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://livesurf.ru/zhurnal/6430-polnoe-rukovodstvo-po-gugl-dokumentam-vse-o-chem-vy-boyalis-sprosit.html (дата обращения : 06.10.2020)
PDF