КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ»)

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Педагогические приемы обучения с использованием ИКТ

15 сентября 2012 г.

Авторы: Швецова Марина Николаевна

М. Н. Швецова

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ»)

Сегодня в условиях движения к открытому профессиональному образованию вновь актуальным становится осмысление и развитие теории и практики контекстного обучения. Под контекстным обучением мы понимаем личностно-ориентированное обучение, в котором обеспечивается непрерывность, преемственность, интегративность и целостность учебно-воспитательного процесса. При этом сам процесс обучения основан на контекстном погружении обучаемых в профессионально-ориентированную среду. Ценность контекстного обучения на наш взгляд состоит в том, что:

  • организованное таким образом обучение дает обучаемым ощущение принадлежности себя к той области знаний, которую они выбрали в качестве средства достижения  избранной профессии;
  • в процессе обучения обучаемые не только накапливают знания и приобретают необходимые умения и навыки, но и гармонично развивают учебную и профессиональную компетентности.

Большая часть вопросов теории и практики контекстного обучения решена в 90-е годы XX века в диссертационных исследованиях учеников А.А.Вербицкого и его последователей: Н.А.Бакшаевой, В.Н.Кругликова, Н.В.Борисовой, Н.А.Сахаровой, Т.И. Сорокиной, О.А.Ларионовой и др.  В них дано теоретическое обоснование процесса формирования учебной мотивации, активизации познавательной деятельности обучаемых; изучены формы и методы контекстного обучения; обоснованы модели контекстного обучения применительно к различным дисциплинам в условиях высшего профессионального образования. Отметим, что в педагогической практике интерес к контекстному обучению постепенно ослабевал.

В нашем  исследовании выявлены аргументы, подтверждающие необходимость и возможность развития идей контекстного обучения в условиях открытого образования:

  • сегодня меняется структура и содержание самого образования, появляются новые формы обучения (дистантные, ускоренные);
  • переход к информационному и открытому обществу определяет необходимость перемен в каждом звене системы образования (в том числе и школьном) с целью его приближения к потребностям производства;
  • необходимость применения контекстного обучения диктуется требованиями современного образования и поэтапного преемственного обучения, изменившимися целями и функциями образования.

Сегодня термин «открытое образование» не имеет однозначного толкования. В исследовании В.Н. Макашовой «…открытое образование – это система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой протекает целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, дающий самостоятельность и свободу каждому учащемуся» [2]. В.П.Тихомиров и В.М.Филиппов рассматривают открытое образование как систему, в которой осуществляется подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества [4]. В работе О.П. Околелова «…открытое образование – это образование, которое предполагает обучение, индивидуализированное по времени, темпам, содержанию, профессиональному опыту, свободе выбора учащимися адекватной образовательной стратегии и путей ее организации»[3].

Анализ изученных определений дает нам в качестве открытого считать образование: 1) основывающееся на средствах компьютерных и телекоммуникационных технологий; 2) предоставляющее субъектам образования возможность для саморазвития, самосовершенствования в соответствии с их возможностями, потребностями и интересами на каждой ступени обучения; 3) интегрирующее в себе неотехнологии в обучении и воспитании при условии преемственности их по отношению к историческому педагогическому опыту.

В нашем исследовании мы разработали модель контекстного обучения информатике, при этом рассматривая его как непрерывный процесс, в котором обеспечивается преемственность компьютерного обучения между различными ступенями образования, как необходимое условие подготовки специалиста свободно владеющего компьютером  и новыми информационными технологиями. В этой модели «…выход педагогической системы одного уровня (школа) должен быть естественным входом в педагогическую систему следующего уровня (вуз), куда учащийся может переместиться без особых для себя напряжений и дополнительной подготовки» [1, с.102]. Однако на практике достичь этого достаточно трудно. Рациональным способом решения  проблемы мы видим в осуществлении контекстного обучения в системе «школа-вуз» путем внедрения ряда учебных курсов по информатике в учебный процесс школы и вуза.

Реализация модели контекстного обучения в школе и вузе может отчасти решить проблему преемственности школьного и вузовского образования, создать условия для их интеграции, способствует устранению разрывов между ступенями образования, а значит, обеспечивает быструю  адаптацию при переходе с одной ступени обучения на другую.

В нашем исследовании разработан ряд специальных курсов, отражающих возможность применения контекстного подхода в процессе обучения информатике. Один из таких спецкурсов – элективный курс «Компьютерное экономико-математическое моделирование».

Целью курса является допрофессиональная подготовка учащихся в области применения информационных технологий в экономике посредством погружения их в контекст будущей профессиональной деятельности. Технологически это может быть реализовано путем изложения основных сведений о построении и анализе математических моделей в экономике.  Процесс решения прикладных задач необходимо организовать с использование активных форм и методов обучения. В теории контекстного обучения под активными понимают такие формы и методы обучения, которые предусматривают целенаправленное развитие мыслительных способностей обучаемых, формируют у них интерес к учебной деятельности, развивают самостоятельность и творчество.

Предлагаемый спецкурс адресован учащимся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, интересы которых сосредоточены  в области применения и использования информационных технологий. 

Программа курса включает в себя следующие темы.

Тема 1. Введение. Применение встроенных функций электронной таблицы Excel при решении простейших экономических задач, наполнение которых осуществлено в контексте будущей профессиональной деятельности.

Тема 2. Основы моделирования экономических процессов. Построение и компьютерная реализация математических моделей деятельности предприятий, наиболее полно воссоздающих контекст реальной практической деятельности.

Тема 3. Обработка статистических данных в экономике. Простейшие методы обработки статистических данных, сбор которых учащиеся осуществляют, наблюдая за реальными процессами и явлениями жизни, используя сведения полученные на других предметах.

Тема 4. Оптимизационные экономико-математические модели. Знакомство с общей задачей оптимизации, транспортной задачей, позволяющие учащимся непосредственно погрузиться в процесс будущей профессиональной деятельности (специальности), узнать ее специфику.

Тема 5. Финансовые расчеты в банковском деле.

Проведения финансовых расчетов в электронной таблице Excel (при решении задач на нахождение простого и сложного процента), подготавливающее обучаемых  к принятию рациональных решений в сфере личных денежных средств при обращении к банковским услугам.

Таким образом контекстный подход к организации и методике проведения спецкурса основан на сочетании общих принципов дидактики и основных принципов контекстного обучения:

  • принцип научности (знания, которыми овладевают учащиеся, должны быть научными, основанными на проверенных наукой и практикой положениях);
  • принцип последовательного перехода при обучении от учебной деятельности через моделирование профессиональной к профессиональной деятельности специалистов;
  • принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и социального значения изучаемого материала).

Мы считаем, что реализация контекстного подхода к изучению информатики на разных этапах обучения (в школе, в вузе) повышает познавательный интерес обучаемых к предмету и качество его усвоения, способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей, формирует у обучаемых профессиональную компетентность.

Литература

  1. Бостанова Л.К. Формирование информационной культуры старшеклассников и ее преемственность. Дис… канд.пед.наук/ Л.К. Бостанова.– Карачаенск, 2005.–195с.
  2. Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования. Дис… канд.пед.наук/ В.Н.Макашова.– Магнитогорск, 2005.–190с.
  3. Околелов О.П., Дидактическая специфика открытого образования [Текст] / О.П. Околелов // Педагогика.– 2001.– №6.– С.45-51
  4. Открытое образование – стратегия XXI века для России / Под общей ред. В.М.Филиппова и В.П. Тихомирова. – М.: МЭСИ, 2000. – 356 с.
PDF