Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: В. П. Густяхина
Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование

УДК 37.012.7

В. П. Густяхина

V. P. Gustayhina

Густяхина Вера Петровна, старший преподаватель, КГПИ КемГУ, Новокузнецк, Россия.

Gustayhina Vera Petrovna, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN TECHNOLOGY LESSONS

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе. Описаны причины популярности данных методов на уроках технологии.

Annotation. The article discusses the possibilities of using interactive teaching methods in the educational process. The reasons for the popularity of these methods in technology lessons are described.

Ключевые слова: методы обучения, интерактивное обучение, процесс обучения.

Keywords: teaching methods, interactive learning, learning process.

 

Главной целью средней общеобразовательной школы в современных условиях является возможность способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Метод обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное. В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный (рис. 1). Пассивный метод предполагает одно действующее лицо – учителя, который управляет ходом занятий, а ученики выступают в роли слушателей. При активном методе учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Интерактивное обучение – это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков [1].

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы [2].

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты).
  • Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака).
  • Деловые и ролевые игры.
  • Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ).
  • Мастер классы (передача практического опыта от учителя к ученикам).
  • Проекты (самостоятельная работа над поставленной задачей).
  • «Аквариум» (разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее).

Уроки технологии являются хорошей базой для применения интерактивных методов обучения. На уроках технологии незаменимы ролевые и деловые игры. Ученикам даётся возможность почувствовать себя в роли представителей различных профессий. Это очень важно, потому что профориентация – одна из главных задач уроков технологии. Дизайнеры и модельеры, кулинары и менеджеры, агрономы и цветоводы. Это только небольшой перечень различных ролей в играх. При использовании групповой работы на уроках применяется игровое проектирование. При игровом проектировании должен присутствовать соревновательный элемент. На уроках технологии можно использовать следующие формы интерактивного обучения: «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Удачно использование данной формы при изучении правил этикета. Различные виды игр охватывают как практическую, так и теоретическую стороны изучаемого предмета [3]. Личностно-ориентированный подход должен присутствовать на каждом уроке. Это даёт возможность каждому ученику учиться в силу своих способностей и не чувствовать, что у него что-то не получается.

Интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС – научить ребенка учиться. То есть информация не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Список литературы

  1. Будерецкая, И. В. Интерактивные методы обучения. [Электронный ресурс]. / И. В. Будерецкая. – URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya (дата обращения : 01.12.2021).
  2. Интерактивное обучение: современные технологии на уроках [Электронный ресурс]. – URL : https://externat.foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya (дата обращения : 01.12.2021).
  3. Маричева, А. В. Интерактивные методы обучения на уроках технологи [Электронный ресурс]. / А. В. Маричева. – URL : https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651586 (дата обращения : 01.12.2021).

Теги: методы обучения, интерактивное обучение, процесс обучения, teaching methods, interactive learning, learning process

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация