Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Авторы: Л. В. Ванчугова, А. В. Курюмова
Раздел: Образовательные стратегии учителя технологии: профессиональная подготовка и самообразование

УДК 61

Л. В. Ванчугова, А. В. Курюмова

L. V. Vanchugova, A. V. Kuryumova

Ванчугова Лада Владимировна, преподаватель анатомии, ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», г. Новокузнецк, Россия.

Курюмова Анастасия Владимировна, преподаватель общеобразовательных дисциплин, ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», г. Новокузнецк, Россия.

Vanchugova Lada Vladimirovna, anatomy teacher, GPOU «Novokuznetsk Pedagogical College», Novokuznetsk, Russia.

Kuryumova Anastasia Vladimirovna, teacher of general education disciplines, GPOU «Novokuznetsk Pedagogical College», Novokuznetsk, Russia.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

ORGANIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Аннотация. Статья посвящена организации самостоятельной деятельности студентов на занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене с учетом уровня их подготовленности.

Annotation. The article is devoted to the organization of independent activity of students in classes on age-related anatomy, physiology and hygiene, taking into account their level of preparedness.

Ключевые слова: компетентностный подход, биологические знания, разноуровневые самостоятельные задания.

Keywords: competence approach, biological knowledge, independent work of students multi-level tasks.

 

В настоящее время социальный заказ общества и сама концепция профессионального образования «обучение в течение всей жизни», формирование «компетентного профессионала-исследователя» обусловили необходимость решения задач, связанных не с усвоением готовых знаний, а с развитием у будущих специалистов способностей к овладению методов познания, дающих возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать в практической деятельности.

Для формирования такого специалиста самые широкие возможности представляет модернизация самостоятельной работы студентов учреждений среднего профессионального образования способствует совокупность педагогических условий, включающая:

  • технологический алгоритм подготовки педагогических работников к модернизации самостоятельной работы студентов учреждений среднего профессионального образования;
  • учебно-методический комплекс, обеспечивающий переход студентов от воспроизводящей к творческой деятельности;
  • психолого-педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.

Реализация технологического алгоритма подготовки выпускника к модернизации самостоятельной работы студентов способствует целенаправленному развитию умений и навыков самостоятельной работы у студентов [2].

На наш взгляд, в современных условиях особое внимание необходимо обратить на дидактические средства его реализации, в качестве одного из которых выступает система заданий для самостоятельной работы, являющихся «источником знаний и, вместе с тем, средством, стимулирующим познавательный интерес». В ходе их выполнения формируются знания, умения, профессионально-личностные качества, наличие которых дает возможность творчески их реализовывать. Кроме того, задание является эффективным средством самоконтроля в условиях самостоятельной работы.

Компетентностный подход – подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой [5].

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

В ходе разработки и реализации содержания заданий для самостоятельной работы нами был накоплен определенный положительный опыт, который мы представляем в данной статье.

Прежде всего, для того, чтобы задание выполняло успешно обучающую, развивающую и воспитывающую функции, при разработке системы заданий мы руководствовались принципами личностно-деятельностного подхода, а также исходили из следующих требований:

  • учет специфики изучаемого предмета при построении системы заданий;
  • взаимосвязь каждого последующего задания с предыдущим заданием и выстраивание их на основе возрастающей сложности от репродуктивных до творческих;
  • направленность заданий на приобретение знаний, умений самостоятельной деятельности, на обеспечение их переноса в новые условия, активизацию мыслительной деятельности;
  • направленность на развитие самостоятельности, творческой активности, интеллектуальной инициативы, стремление к самоанализу, самооценке, самоконтролю, самообразованию;
  • соответствие системы заданий структуре формируемых умений;
  • максимальное сближение учебных заданий с практическими заданиями профессиональной направленности поисково-творческого, исследовательского характера;
  • учет уровня подготовленности обучающихся к их выполнению при отборе заданий [4].

В ходе организации и проведении самостоятельной работы студентов мы разрабатывали и практиковали задания трех видов: теоретические, практические и комбинированные. В них содержалась определенная практическая или теоретическая трудность, требующая владения способами осуществления самостоятельной деятельности, проявления творческой активности, инициативы.

Система заданий выстраивалась таким образом, что результат предшествующего действия являлся средством реализации последующего, а получаемая информация в процессе решения предыдущей задачи становилась необходимой для решения последующей [3].

Теоретические задания были направлены на формирование умений грамотно работать с информационными источниками. Практические занятия предусматривали решение педагогических задач, включающих анализ педагогических ситуаций. Выполнение подобных заданий имело особую практическую значимость для будущих специалистов, так как ставило перед необходимостью самостоятельного решения профессиональных задач, способствовало приобретению опыта поиска и разработки средств для исследования педагогических ситуаций. Задания комбинированного вида требовали и теоретических, и практических способов осуществления познавательной деятельности. Этот вид заданий конкретизировался в выполнении интегративно-творческих и заданий-микроисследований, которые способствовали включению студентов в творческий процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, приобретения опыта самостоятельной работы (практической и теоретической) [1].

При разработке содержания учебных заданий мы учитывали тот факт, что чем выше уровень умственной подготовленности обучающихся к решению задачи, тем больше может быть свернутость рассуждений, а значит менее подробными являются указания и вопросы, включенные в задания для оказания помощи обучающимся. Поэтому более сильным студентам, имеющим опыт поисковой деятельности, предлагались наиболее сложные задания, требующие проявления большей степени самостоятельности и применения большого числа приемов самостоятельной деятельности. Для обучающихся со средним уровнем оказывалась методическая помощь по мере появления у них затруднений при выполнении заданий, в качестве которой предлагались методические рекомендации, советы, консультации, прием подсказки для решения творческих проблем, механизм действия которой исследовался ученым А. В. Брушлинским. Для студентов с низким уровнем предлагались задания с различным методическим сопровождением: справочным материалом, алгоритмом действий, готовым образцом анализа физиологических явлений в биологических ситуациях, а также возможно использование эвристических предписаний в форме вопросов, указаний, советов, которые способствует оперативному и наиболее рациональному поиску решения биологических противоречий. В современных условиях одной из основных задач методической работы педагога становится создание подобной информационной поддержки самостоятельной деятельности, позволяющей каждого студента ставить в положение организатора собственной деятельности, ее подлинного субъекта, содействующей развитию творчества обучающихся.

Список литературы

  1. Андреев, В. И. Эвристика для творческого развития [Текст]. / В. И. Андреев. – Казань, 1994. – 246 с.
  2. Аргунова, Т. Г. Самостоятельная работа студентов вуза: программно-методическое обеспечение [Текст]. / Т. Г. Аргунова, В. Н. Андреева, Л. Н. Зубарева, Э. А. Курманова, З. И. Макарьева, И. В. Ильина // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 3. – С. 116-120.
  3. Ильина, И. В. Самостоятельная работа студентов вуза : программно-методическое обеспечение [Текст]. / И. В. Ильина // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 3. – С 116-120.
  4. Пастухова, И. П. Управление самостоятельной работой студентов : методическое пособие [Текст]. / О. Г. Сергеева, Т. А. Тихонова; под ред. И. П. Пастуховой. – Москва : Библиотека журнала СПО, 2006. – 192 с.
  5. Тришина, Е. С. Организация самостоятельной работы студентов как средство становления профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст]. / Е. С. Тришина // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 9. – С. 14-17.

Теги: компетентностный подход, биологические знания, разноуровневые самостоятельные задания, competence approach, biological knowledge, independent work of students multi-level tasks

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация