ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
Раздел: ИТ в образовании
Журнал: Педагогические приемы обучения с использованием ИКТ
15 сентября 2012 г.
Авторы: Коровина Юлия Викторовна
Ю. В. Коровина
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
Характерной чертой современного информационного общества является повсеместное использование мощного потенциала информационно-коммуникационных технологий, в том числе для организации и сопровождения процесса обучения.
Согласно «Концепции национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий», одним из направлений совершенствования системы образования является поиск более эффективных методов и средств обучения, реализуемых в информационно-образовательной среде вуза.
Проблемам разработки информационно-образовательной среды вуза, определения ее структуры, использования как средства и условия повышения эффективности образовательного процесса посвящены работы А.А.Андреева, И.Г.Захаровой, С.В.Зенкиной, Ю.В.Карякина, В.Г.Кинелева, И.Н.Розиной, И.Ю.Соколовой, В.И.Солдаткина, Е.К.Хеннера и др.
В работах Г.А.Кручининой, О.А.Козлова, М.В.Лагуновой, Е.И.Машбица, С.В.Панюковой, И.В.Роберт и др. рассмотрены принципы организации обучения на основе информационных и коммуникационных технологий.
Применение дистанционных технологий в системе образования рассмотрено в работах А.А.Андреева, Ю.С. Брановского, Е.С.Полат, Ю.Б.Рубина, В.И. Солдаткина, В.П.Тихомирова, А.В.Хуторского, С.А. Щенникова и др.
Особенностью дистанционного обучения является опосредованность педагогического взаимодействия участников образовательного процесса электронными средствами обучения, что приводит необходимости использования в учебном процессе специализированных программных систем, позволяющих создавать и поддерживать дистанционные курсы.
Наибольшее распространение получила международная платформа поддержки дистанционного обучения (http://www.moodle.org/) свободно распространяемая среда Moodle. Одно из важных свойств Moodle, обеспечивающее ее популярность среди образовательных учреждений универсальность:
- учебный материал может быть представлен в виде изображения, видео-, аудиофайла, текста;
- можно разрабатывать разнообразные учебно-методические материалы: рабочие тетради, лекции, практические задания, уроки, тесты;
- можно создавать интегрированные курсы по различным дисциплинам.
Изучение функционального моделирования предполагает совместную работу студентов над моделью в проектной группе, что в среде дистанционного обучения Moodle организуется посредством модуля «Форум».
Форум как интерактивное средство коммуникации между участниками группы используется для проведения дискуссий и обсуждений результатов моделирования, сравнения различных вариантов построения функциональных диаграмм.
В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан через некоторое время, что предоставляет студентам больше времени для подготовки ответов.
Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения.
При обсуждении модели используется стандартный тип форума для общих обсуждений, когда студенты могут создавать новые темы без ограничений.
При организации форума преподавателю следует учитывать следующие вопросы:
- необходимо оповестить студентов о периодичности ответов на вопросы и контроле за сообщениями;
- установка критериев оценивания активности учеников в форуме;
- необходимо создать отдельно организационный форум, в котором ученики могут задавать вопросы об организации курса, контрольных мероприятиях и т.д. и отдельный форум – непосредственно для обсуждения аспектов функционального моделирования.
Литература
- Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. М.: МЭСИ, 1999. - 203с.
- Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108с.
- Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: Монография / Э.Г. Скибицкий, А.Г. Шабанов. Новосибирск: СИФБД, СГА, 2004. - 254с.