ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Педагогические приемы обучения с использованием ИКТ

15 сентября 2012 г.

Авторы: Коровина Юлия Викторовна

Ю. В. Коровина

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE

Характерной чертой современного информационного общества является повсеместное использование мощного потенциала информационно-коммуникационных технологий, в том числе для организации и сопровождения процесса обучения.

Согласно «Концепции национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий», одним из направлений совершенствования системы образования является поиск более эффективных методов и средств обучения, реализуемых в информационно-образовательной среде вуза.

Проблемам разработки информационно-образовательной среды вуза, определения ее структуры, использования как средства и условия повышения эффективности образовательного процесса посвящены работы А.А.Андреева, И.Г.Захаровой, С.В.Зенкиной, Ю.В.Карякина, В.Г.Кинелева, И.Н.Розиной, И.Ю.Соколовой, В.И.Солдаткина, Е.К.Хеннера и др.

В работах Г.А.Кручининой, О.А.Козлова, М.В.Лагуновой, Е.И.Машбица, С.В.Панюковой, И.В.Роберт и др. рассмотрены принципы организации обучения на основе информационных и коммуникационных технологий.

Применение дистанционных технологий в системе образования  рассмотрено в работах А.А.Андреева, Ю.С. Брановского, Е.С.Полат, Ю.Б.Рубина, В.И. Солдаткина, В.П.Тихомирова, А.В.Хуторского, С.А. Щенникова и др.

Особенностью дистанционного обучения является опосредованность  педагогического взаимодействия участников образовательного процесса  электронными средствами обучения, что приводит необходимости  использования в учебном процессе специализированных программных систем, позволяющих создавать и поддерживать дистанционные курсы.

Наибольшее распространение получила международная платформа поддержки дистанционного обучения (http://www.moodle.org/) свободно распространяемая среда Moodle. Одно из важных свойств Moodle, обеспечивающее ее популярность среди образовательных учреждений  универсальность:

  • учебный материал может быть представлен в виде изображения, видео-, аудиофайла, текста;
  • можно разрабатывать разнообразные учебно-методические материалы: рабочие тетради, лекции, практические задания, уроки, тесты;
  • можно создавать интегрированные курсы по различным дисциплинам.

Изучение функционального моделирования предполагает совместную работу студентов над моделью в проектной группе, что в среде дистанционного обучения Moodle организуется посредством модуля «Форум».

Форум как интерактивное средство коммуникации между участниками группы используется для проведения дискуссий и обсуждений результатов моделирования, сравнения различных вариантов построения функциональных диаграмм.

В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан через некоторое время, что предоставляет студентам больше времени для подготовки ответов.

Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения.

При обсуждении модели используется стандартный тип форума для общих обсуждений, когда студенты  могут создавать новые темы без ограничений.

При организации форума преподавателю следует учитывать следующие вопросы:

  • необходимо оповестить студентов о периодичности ответов на вопросы и контроле за сообщениями;
  • установка критериев оценивания активности учеников в форуме;
  • необходимо создать отдельно организационный форум, в котором ученики могут задавать вопросы об организации курса, контрольных мероприятиях и т.д. и отдельный форум – непосредственно для обсуждения аспектов функционального моделирования.

Литература

  1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. М.: МЭСИ, 1999. - 203с.
  2. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108с.
  3. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: Монография / Э.Г. Скибицкий, А.Г. Шабанов. Новосибирск: СИФБД, СГА, 2004. - 254с.
PDF