ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Организация творческой и изобретательской деятельности школьников в социальных проектах

Журнал: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом», Ч. 1

27 декабря 2021 г.

Авторы: Королева Татьяна Викторовна , Мельникова Наталья Михайловна

УДК 373.31

Т. В. Королева, Н. М. Мельникова

T. V. Koroleva, N. M. Melnikova

Королева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 5», г. Мыски, Россия.
Мельникова Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 5», г. Мыски, Россия.

Koroleva Tatiana Viktorovna, primary school teacher, MBOU «Secondary School No. 5», Myski, Russia.
Melnikova Natalia Mikhailovna, primary school teacher, MBOU «Secondary School No. 5», Myski, Russia.

 

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PROJECT TECHNOLOGY IN PRIMARY SCHOOL

 

Аннотация. Статья посвящена методу проектов в начальной школе. Дана классификация проектов. Приводятся примеры проектов в учебной и внеурочной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the method of projects in primary school. The classification of projects is given. Examples of projects in educational and extracurricular activities are given.

Ключевые слова: метод проектов, цели проектной технологии, этапы проекта, классификация проектов.

Keywords: project method, project technology goals, project stages, project classification.

 

Метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного времени.

Главными целями проектной технологии в начальной школе являются:

  • развитие интереса к предмету;
  • приобретение исследовательского опыта;
  • развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в классе, на большую аудиторию;
  • развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • получение дополнительных знаний по теме;
  • развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная технология оказывает наибольшее влияние: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

В работе над проектом выделяют следующие этапы:

1 этап. Подготовительный.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы [1].

В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.

По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.

По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т.д. [2].

При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.

Элементы проектной технологии можно внедрять в учебный процесс уже в 1 классе. Например, на уроках обучения грамоте при изучении букв, дети проводят наблюдение за окружающей обстановкой на улицах города, с целью увидеть в облике города буквы алфавита (рис. 1).

На основе собранного материала создана азбука, которой можно пользоваться на уроках обучения грамоте.

На уроках технологии ребята выполняли социально – значимый проект «Открытка ветерану» (рис. 2).

На подготовительном этапе ребята составляли план работы над проектом, собирали и обрабатывали информацию об открытках, на основном этапе рисовали эскиз открытки и изготавливали её, на завершающем этапе дарили открытки ветеранам (рис. 3).

На уроках учащиеся могут создавать мини-проекты. Так на уроке русского языка в 4 классе по теме «Окончания имён прилагательных» ученики в группах составляли памятку «Как проверить безударные окончания имён прилагательных», опираясь на план:

  1. Вспомнить, что такое имя прилагательное.
  2. Обсудить памятку в группе.
  3. Оформить результат.
  4. Защитить памятку.

Составленной памяткой учащиеся могут пользоваться на уроках и дома для проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Метод проектов можно использовать на занятиях внеурочной деятельности. Так на занятиях ВД «100000 почему» ученики выбирали индивидуальные проекты на интересующие их темы. Один из учебных проектов – «Калейдоскоп». В ходе работы над проектом познакомились с историей возникновения калейдоскопа, с принципом его действия. Результатом работы стало изготовление калейдоскопа (рис. 4).

Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся.

Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.

Список литературы

  1. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников [Текст]. / Е. Н. Землянская. // Нач. школа. – 2005. – № 9.
  2. Пахомова, Н. Ю. Учебный проект: его возможности [Текст]. / Н. Ю. Пахомова. // Учитель. – 2000. – № 4.

 

PDF