РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОЕКТ «НАШ ГОРОД»

Раздел: Организация творческой и изобретательской деятельности школьников в социальных проектах

Журнал: Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом», Ч. 1

27 декабря 2021 г.

Авторы: Фурина Ольга Викторовна , Климова Татьяна Сергеевна , Гончарова Ирина Александровна

УДК 373.5.016:514

Т. С. Климова, О. В. Фурина, И. А. Гончарова

T. S. Klimova, O. V. Furina, I. A. Goncharova

Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.
Фурина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.
Гончарова Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Klimova Tatyana Sergeyevna, the teacher of initial classes MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.
Furina Olga Viktorovna, the teacher of initial classes MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.
Goncharova Irina Aleksandrovna, the teacher of initial classes MBOU «Lyceum № 34», Novokuznetsk, Russia.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОЕКТ «НАШ ГОРОД»

IMPLEMENTATION OF DESIGN ACTIVITIES IN TECHNOLOGY LESSONS IN PRIMARY SCHOOL. PROJECT «OUR CITY»

 

Аннотация. Статья посвящена описанию практики организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе на примере реализации среднесрочного проекта «Наш город» в 3 классе. В работе описаны предпосылки конструктивных умений, формируемые у школьников средствами предмета технологии с 1 класса, этапы подготовки и реализации проектной деятельности, описана работа педагога и обучающихся на каждом этапе, подобраны задания из рабочей тетради УМК «Перспектива», которые учитель может использовать в реализации данного проекта.

Annotation. The article is devoted to the description of the practice of organizing project activities in technology lessons in elementary school on the example of the implementation of the medium-term project «Our City» in the 3rd grade. The work describes the prerequisites for constructive skills formed to schoolchildren by means of the subject of technology from grade 1, the stages of preparation and implementation of project activities, describes the work of the teacher and students at each stage, selects tasks from the workbook of the Teaching and Learning Complex «Perspektiva», which the teacher can use in the implementation of this project.

Ключевые слова: проект, технология, начальная школа, организация.

Keywords: project, technology, primary school, organization.

 

В современном мире, важно научить детей самостоятельной деятельности по постановке и достижении реальных практических результатов собственной деятельности в сотрудничестве, команде, направленной на получение определенного продукта. На это направлен ФГОС НОО. Уроки технологии уникальны для реализации такой цели [3].

Практически на каждом уроке ребенок учится создавать продукт собственной трудовой деятельности, овладевает этапами и особенностями работы с различными материалами начиная с 1 класса [4]. На уроках технологии в такие умения достигаются через реализацию и использования многих педагогических технологий, в том числе и проектной деятельности [2]. Проект, переводится как «брошенный вперед» [1].

Проектная деятельность – это последовательная, поэтапная реализация проекта на уроке в совместной учебной деятельности и сотрудничестве обучающихся между собой и с учителем, направленная на получение продукта проектирования [2].

Рассмотрим подготовку к проектной деятельности «наш город» в рамках программы «перспектива» (1-4 классы) – технология. Для осуществления проектирования по данной теме и достижения результата проектной деятельности – создания продукта проектирования – макета «наш город», созданного из геометрических фигур макетов домов и других составляющих модели «Нашего города» из бумаги и картона.

В реализации программы «Перспектива», последовательно осуществляется развитие конструкторских умений младших школьников. Начиная с первого класса развиваются умения работы с бумагой разной фактуры, с использованием приемов вырезания, наклеивания, приклеивания, сгибания и других, что отражено в заданиях, и технологических картах, размещенных в учебнике и рабочей тетради по предмету «Технология» 1-4 класса.

Так, в 1 классе дети учатся создавать и декорировать преимущественно плоские геометрические изделия (например, закладки для книг с геометрическим орнаментом стр.16 рабочей тетради).

Во 2 классе уже вводится обучение технологическим этапам проектирования изделия, дети учатся работать с циркулем, линейкой, создавать развертки объемных геометрических фигур и изделий из бумаги стр. 40. учебника. Второклассники обучаются изготовлению объемных моделей животных по развертке при организации проектной работы в группе, выполняя проект «деревенский двор». Таким образом, уже во 2 классе, дети учатся работе над проектом в группе, учатся действовать, согласно этапам работы и технологической карты, в сотрудничестве и под руководством учителя, в создании продукта проекта. То есть, уже к 3 классу дети подготовлены для работы над конструированием макета города, из геометрических фигур, созданных своими руками из бумаги.

Потому, в третьем классе, мы разработали и реализовали коллективный среднесрочный (3 недели) творческий проект на уроках технологии «Наш город». Продуктом данного проекта, являлся макет улиц с домами города, в котором проживают дети. Работа по проектированию осуществлялась поэтапно. Этапы и деятельность обучающегося и учителя на них отражены в таблице 1.

Итак, из таблицы видно, что активность третьеклассников и педагога на различных этапах проектирования разнится. Учебный проект подразумевает под собой самостоятельную работу учеников в группах по созданию продукта проектирования. Что касается фигуры учителя, то его деятельность в проектной деятельности обучающихся особенно значима в начале работы и в ее завершении. В частности, на первом этапе проектирования, когда происходит погружение в работу, зависит, каков проект будет впоследствии и будет ли он реализован вообще. При плохом выполнении своих обязанностей у учителя есть риск свести проект к тому, что будет сформулировано и выполнено задание по самостоятельной работе учеников.

Последний этап для учителя также ответственен, потому как одни своими силами ученики не смогут обобщить всю ту работу, которую они проделали, сделать неожиданные умозаключения, на которые может направить только педагог, имеющий больший житейский опыт, научный кругозор и аналитическое мышление, нежели его ученики.

Последние этапы работы над проектом для учеников, равно как и для учителя ознаменованы анализом и оценкой результатов работы, отождествляющихся с готовым проектом.

Таким образом, используя методику проектирования на уроках технологии в начальных классах, можно говорить о двух результатах.

Первый, по-другому его можно назвать скрытым, является педагогическим эффектом от вовлечения учеников в добычу знаний и непосредственно их логического применения. При этом формируются личностные качества, деятельность мотивируется, появляется повод для рефлексии и повышения самооценки, ребята учатся делать верный выбор и осмысляют его последствия, результат собственной работы. Как правило, данные результаты зачастую остаются вне поля внимания педагога, оценивается лишь продукт.

Второй – явный – это проявляются приобретенные знания и навыки конструирования и проектирования, результатом которых является продукт проекта.

Список литературы

  1. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы [Текст]. / Г. А. Игнатьева. // Психология обучения. – 2013. – № 11. – С. 20-33.
  2. Пегушина, Л. П. Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций на уроках технологии [Электронный ресурс]. / Л. П. Пегушина. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – № 3 (Март). – С. 21-25. – URL : http://e-koncept.ru/2012/1221.htm (дата обращения : 25.11.2021).
  3. Проектная деятельность у младших школьников на уроках Технологии [Электронный ресурс]. – URL : http://festival.1september.ru/articles/612043/(дата обращения : 20.11.2021).
  4. Юрловская, И. А. Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся [Электронный ресурс]. / И. А. Юрловская. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/proektnye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-individualnosti-uchaschihsya (дата обращения : 20.11.2021).

 

 

PDF