ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Величко Анна Николаевна , Рыбакова Татьяна Васильевна

УДК 372.853

А. Н. Величко, Т. В. Рыбакова

A. N. Velichko, T. V. Rybakova

Величко Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и теоретической физики ФГБОУ ВО «НГПУ», г. Новосибирск, Россия.
Рыбакова Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры общей и теоретической физики ФГБОУ ВО «НГПУ», г. Новосибирск, Россия.

Velichko Anna Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head of the Department of General and theoretical physics, NSPU, Novosibirsk, Russia.
Rybakova Tatyana Vasilevna, senior lecturer, Department of General and theoretical physics, NSPU, Novosibirsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

FORMATION OF ASSESSMENT MATERIALS OF A PHYSICIAN TEACHER

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования оценочных материалов, которые являются необходимым элементом основной образовательной программы образовательной организации. Приводится анализ существующего состояния, обоснование роли оценочных материалов и необходимости определения этого понятия, этапы и последовательность действий по созданию оценочных материалов.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming evaluation materials, which are a necessary element of the main educational program of an educational organization. The analysis of the current state, justification of the role of evaluation materials and the need to define this concept, stages and sequence of actions for creating evaluation materials are given.

Ключевые слова: оценочные материалы, контроль, оценка.

Keywords: evaluation materials, monitoring, evaluation.

 

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в частности основного общего образования (ФГОС ООО) [2] определена структура основной образовательной программы образовательной организации (ООП). В этой структуре внутри организационного раздела, а именно в системе условий присутствуют оценочные материалы. Практика проверок показала, что создавая ООП, школы игнорируют необходимость включения оценочных материалов в ООП. Вместе с тем, отсутствие их в ООП ООО есть прямое нарушение закона «Об образовании РФ» (ФЗ-273) [1], и ФГОС ООО [2].

В современной школе в обязательном порядке должна функционировать внутришкольная система оценки качества образования. Чтобы её обеспечить собираются диагностические материалы учителя. Выделяется несколько подходов к сбору таких материалов:

  1. Собираются все контрольные работы по всем предметам, обеспечивающие промежуточную аттестацию.
  2. Формируется специальный фонд диагностических материалов административного контроля, включая комплексные работы метапредметного характера.
  3. Делается подборка рубежных, тематических контрольных работ, которые учитель использует в своей работе и которую учитель должен представить в рабочей программе.

Очевидно, ни один из этих подходов не может позволить собрать диагностический материл, который можно выставлять в открытый доступ в рамках ООП, т. к. оценочные материалы должны входить в систему условий ООП, а согласно, опять же, ФЗ-273, ООП школы должна быть выставлена на сайте школы.

Чтобы правильно определить место оценочных материалов, грамотно их сформировать, необходимо дать хотя бы рабочее определение понятию «оценочные материалы». Для этого, прежде всего, следует ответить на вопрос: зачем закон «Об образовании РФ» ввел их в структуру образовательной программы? Можно предположить, что ответ опирается на следующие позиции.

Во-первых, современные стандарты любого уровня образования – это рамочные документы, определяющие, прежде всего, требования к результатам. Для обозначения возможности достижения результата формулируются планируемые результаты и целесообразно понять, какие задания могут проверить достижение результата. Поэтому планируемые результаты должны быть напрямую связаны с оценочными материалами.

Во-вторых, потребитель образовательных услуг, прежде чем осваивать образовательную программу, наверняка желает оценить свои возможности в её освоении. Это можно сделать через примерные оценочные материалы. Родитель, выбирая школу, может хотя бы приблизительно сопоставить возможности своего ребенка с требованиями школы именно через оценочные материалы.

В-третьих, оценочные материалы ООП общего образования должны стать отправной точкой создания внутришкольных диагностических материалов, отправной точкой формирования системы оценивания и функционирования внутренней системы оценки качества образования.

В-четвертых, формирование планируемых результатов является ответственностью школы, они должны обеспечить требования к результату, которые задаются стандартом. Поэтому оценочные материалы должны обеспечить согласование внутренней и внешней оценки, оценки внутришкольной, региональной, федеральной.

Обсуждение проблем оценочных материалов в творческой группе учителей физики Ленинского района г. Новосибирска позволило сформировать рабочее определение:

Оценочные материалы – система примерных заданий, позволяющая оценить достижение планируемых результатов базового уровня [3].

Такое определение становится рабочим и понятным учителю. Было решено представить структуру оценочных материалов в табличном виде (табл. 1).

Созданные таким образом оценочные материалы хорошо отвечают их предназначению. Они ориентируют на уровень результата, их можно выставить на сайт школы внутри основной образовательной программы.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid=4533990977996602157 (дата обращения : 16.01.2020).
  2. ФГОС ООО // Министерство образования и науки Российской Федерации. – 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 61 с.
  3. Величко, А. Н. Методические рекомендации по созданию оценочных материалов по физике (работаем по ФГОС общего образования) [Текст]. / А. Н. Величко. – Новосибирск : Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2018. – 64 с.
  4. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7–9 классы: пособие для учителей общеобразовательной организации [Текст]. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2014. – 160 с.
PDF