ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Пустовгар Яна Евгеньевна , Пустовгар Елена Александровна

УДК 371

Я. Е. Пустовгар, Е. А. Пустовгар

Y. E. Pustovgar, E. A. Pustovgar

Пустовгар Яна Евгеньевна, учитель, МБОУ «Гимназия № 72», г. Прокопьевск, Россия.
Пустовгар Елена Александровна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 2 "Виктория"», г. Прокопьевск, 8 Россия.

Pustovgar Yana Evgenievna, teacher of MBOU «Gymnasium № 72», Prokopyevsk, Russia.
Pustovgar Elena Alexandrovna, educator, MKOU «Children's home № 2 "Victoria"», Prokopyevsk, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

USE OF ICT IN GENERAL EDUCATION

 

Аннотация. В данной статье раскрывается тема использование средств информационно-коммуникационных технологий в общем образовании. На решение, каких задач направлены средства ИКТ в образовании. Ключевые направления использования информационно-коммуникационных технологий в общем образовании.

Annotation. This article covers the topic of using ICT tools in General education. To solve which tasks ICT tools are used in education. Key areas of use of information and communication technologies in General education.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, общее образование, педагогическая практика, электронные средства обучения.

Keywords: information and communication technologies, General education, pedagogical practice, electronic learning tools.

 

В свете непрерывной модернизации образования, апробации различных стилей преподавания и наметившейся современной тенденции всецело усовершенствовать уровень профессионального педагогического мастерства, использование информационно-коммуникационных технологий является важнейшим аспектом развития и воспитания интеллектуального общества в целом. Генерация новых методов и технологий обучения ведет к действительно значимой ценности информатизации, что способствует повышению высокого уровня знаний и формированию творческого мышления учащихся, а также их интересу к успешному изучению предметов. Ключевым двигателем прогресса в образовании XXI века признаны именно информационно-коммуникационные технологии, являющиеся залогом социально-экономического роста государства и прочным фундаментом для дальнейшего усиления интеллектуализации будущих поколений.

Действительно, необходимо признать, что современное общество нуждается в цельной эрудированной и творческой личности, с легкостью владеющей новейшими технологиями, для доступного получения и анализа различной информации. Объяснение нового материала на доступном для учащихся уровне должно базироваться на принципах системности и доступности, именно поэтому учителя и педагоги должны стараться обогатить процесс обучения и делать больше, чем формально обязаны. Отсюда следует, что информационно-коммуникативная компетентность занимает центральное место в общей системе образования и это обусловлено различными причинами.

Итак, необходимо подчеркнуть тот факт, что ИКТ обучения на современном этапе выступают как совокупность современного компьютерного оборудования, а также программного обеспечения, обеспечивающего современные технологии обучения с использованием программно-методического обеспечения. На текущий момент абсолютно любой преподаватель обладает различным спектром возможностей для усовершенствования процесса образования, используя ИКТ, как значимый инструментарий в своей педагогической деятельности [1].

Учебники и справочники, электронные словари, методические материалы, инновационные программы, доступная информация из интернета, чаты, универсальные форумы, блоги, профессиональные вебинары и телеконференции дарят возможность идти в ногу со временем, непрерывно модернизируя учебное развитие. Мало получить соответствующие знания о предмете, самое главное, полно и достоверно передать их своим ученикам, стараясь снова и снова совершенствовать себя и помогать совершенствоваться другим. С развитием новейших информационных технологий педагог получает мощный рычаг для возможности интеллектуального развития и формирования творческого мировоззрения ребенка, а также продолжает постоянно профессионально расти сам. Акцентируя внимание на необходимость повышения теоретической и практической базы знаний учащихся, отметим, что всеобщее внедрение информационно-коммуникационных технологий обучения (ИКТ), решает следующие задачи:

  • формирование положительной мотивации обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие информационной культуры и компьютерной грамотности;
  • увеличение интенсивности педагогического процесса;
  • способствование к ориентированию в информационных потоках в свете всеобщей компьютеризации;
  • обеспечение процесса обучения новой и непрерывно обновляющейся информацией;
  • реализация предоставления информации в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Каждый усваивает информацию по-разному, именно поэтому использование современных средств ИКТ во всех формах обучения привносит важный вклад в развитие всей системы образования в целом. Рассмотрим ключевые направления использования ИКТ:

  1. при предоставлении нового материала и информации – визуализация теории (программа презентаций Power Point и т.д.);
  2. выполнение виртуальных лабораторных работ;
  3. закрепление материала (тренинги и семинары);
  4. контроль и проверка полученных знаний (тестирование);
  5. проведение самостоятельного обучения учащихся (развивающие программы);
  6. тренировка различных способностей обучающихся (память, внимательность и т.д.).

ИКТ обучения оказывают достаточно существенное положительное влияние на процесс обучения, в связи с тем, что они «обогащают» методы обучения и схему передачи информации. Использование высокотехнологичного оборудования и телекоммуникаций позволяет педагогам не только передать необходимые знания учащимся, а также генерировать новые подходы в методике современного обучения. Мы живем в эпоху автоматизации, компьютеризации и искусственного интеллекта, потому необходимо готовить специалистов широкого профиля, владеющих различными технологиями и способами их управления на практике. Это подчеркивает особую актуальность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Это задает достаточно высокую планку компетенции педагогов. Педагогическая практика включает в себя два уровня модели информационно-коммуникативного профессионализма:

1 уровень. Функциональная грамотность, включающая:

  • Профессиональное знание современных компьютерных программ, умелая обработка цифровой, текстовой, графической, аудио-и видеоинформации (создание различных презентаций, звуковой фон во время обучения, просмотр обучающих видеофильмов и т.д.).
  • Работа в сети Интернет, умение пользоваться ее услугами.
  • Использование МФУ (многофункциональных устройств – сканер, принтер).

2 уровень. Деятельностный, нацеленный на достижение сверх результата:

  • Внедрение различных специализированных медиа ресурсов, которые разрабатываются в соответствии к методике данного конкретного предмета.
  • Совершенствование креативного и творческого подхода к процессу обучения, связанного с созданием собственных электронных средств.

Наряду с ИКТ стали активно развиваться электронные средства обучения (ЭСО). Это средства обучения, которые создавались при использовании компьютерных информационных технологий. Они отличаются многообразием и представлены в виде компьютерных тренажеров, игровых обучающих программ, разнообразным набором мультимедийных программ, лабораторных практикумов, электронных библиотек и учебников, учебных баз данных, информационно-поисковых систем, тестирующих и контролирующих программ и т.д. [2].

Воспитание личной внутренней профессиональной культуры педагогов, внедрение инновационных методик обучения и необходимость повышения интеллектуального развития учащихся ведет к потребности следовать основным тенденциям, которые образуются в сфере образования. Информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) – действительно, важный современный прорыв, который позволил как педагогам, так и обучающимся сделать процесс обучения интересным и доступным для восприятия. Многие предметы охватывают очень большой объем информации, ИКТ в данном случае, вспомогательный инструмент для усваивания и анализа поступающего потока знаний. Но, несмотря на множество уникальных положительных функций ИКТ, не стоит забывать, что ничто и никогда не заменит человека и ценность его слова [3].

Список литературы

  1. Кузнецов, А. А. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя [Текст]. / А. А. Кузнецов, Е. К. Хеннер, В. Р. Имакаев и др. : изд. // Информатика и образование. – 2010. –26 с.
  2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]. / И. Г. Захарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
  3. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2011. – 58 с.
PDF